Пояснительная записка
Санкт-Петербург является, одним из привлекательных для иностранных мигрантов регионом в Российской Федерации. Значительная часть мигрантов прибывает на территорию города в поисках работы и проблема использования иностранной рабочей силы в современных обстоятельствах является одной из наиболее сложных. С одной стороны, экономика города нуждается в иностранных работниках.
В то же время иностранная трудовая миграция способна не только деформировать структуру занятости, но и вызывать дисбаланс в социально-экономической сфере, провоцировать национальные конфликты и обострять криминогенную обстановку.
Необходимо указать, что отсутствие эффективного контроля над миграционными процессами, рост нелегальной миграции и проблемы связанные с приемом и адаптацией мигрантов усиливают влияние на общественную безопасность и рынок труда в Санкт-Петербурге, увеличивают рост теневого сектора экономики, количество преступлений, усиливают этнонациональные противоречия, ухудшают эпидемиологическую и экологическую обстановку.
Современная миграционная политика Санкт-Петербурга обусловлена широким спектром неурегулированных миграционно - правовых отношений и затрагивает проблемы социально - экономической политики, политики в сфере культуры, самобытности, традиций и уклада петербургского общества.
В настоящее время сложившаяся миграционная ситуация в Санкт-Петербурге в целом требует серьезных усилий в области контроля над процессами трудовой миграции, адаптации и интеграции иностранных граждан.
Современная миграционная политика Санкт-Петербурга в первую очередь должна быть направлена на качественное повышение социального благополучия титульного (коренного) населения нашего города, включая создание условий и стимулов по развитию внутренней миграции населения, внутренней трудовой миграции и защиты рынка труда.
Миграционная политика в нашем городе должна быть основана на новых концептуальных подходах, ориентированных не на политическую конъюнктуру, а учитывающих стратегические интересы, его специфику, быть социально и экономически ориентированной.
Исходя из специфики миграционной политики ( …. затрагивает проблемы, как и экономической политики, так и в сфере государственной безопасности, культуры, самобытности и традиций общества) предлагается
на основе карты с электронным носителем информации (далее - электронный патент), при непосредственном взаимодействии с управлением по вопросам миграции ГУ МВД создать в Санкт-Петербурге механизм оперативного и достоверного учета трудовых мигрантов, привлечения, отбора и контроля за использованием иностранного персонала, обеспечить доступ трудовых мигрантов к социальным, медицинским и иным видам услуг, включая предоставление услуг в электронной форме.
Федеральным законом от 24.11.2014 N 357-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" субъект Российской Федерации может вводиться патент в форме карты с электронным носителем информации (электронный патент - ЭП). Это мера создает правовые условия для унифицированной процедуры контроля над процессом трудовой миграции.
Необходимо отметить, что Федеральный закон дает право субъекту Российской Федерации определять перечень уполномоченных медицинских организаций для подтверждения качества их здоровья, перечень уполномоченных медицинских организаций на заключение с иностранным гражданином договора на оказание ему платных медицинских услуг, а также указывать в патенте профессию, специальность или должность и устанавливать перечень образовательных организаций, имеющих право на проведение экзамена для мигранта на владение русским языком, знаний истории России и основ законодательства РФ.
Ассоциацией организаций по миграции и межнациональным отношениям подготовлен концептуальный проект системы информационно-технических организаций, позволяющей создать эффективный механизм контроля над миграционными потоками на основе электронного патента.
Преимущества проекта
В случае введения в действие на территории Санкт-Петербурга ЭП, в целях обеспечения основных направлений реализации миграционной политики в Санкт-Петербурге, будут решены следующие задачи:
- использование электронного патента с системой автоматизированного распознавания и организацией подтверждения персональных данных практически невозможно сфальсифицировать, что даст возможность органам власти Санкт-Петербурга эффективно противодействовать изготовлению и распространению фальсифицированных патентов на бумажном носителе информации, медицинских справок и сертификатов по проверке знания русского языка, и как следствие значительно снизить коррупционную составляющую в получении разрешительных документов для трудовых мигрантов;
- оперативно осуществлять контроль за сроком действия выданного патента иностранному гражданину и своевременной оплатой налога в виде фиксированного авансового платежа, включая налоговые поступления в бюджет Санкт-Петербурга от работодателей, что создаст возможность дополнительных налоговых поступлений в городскую казну;
- организовать достоверный контроль и надзор за соблюдением иностранными гражданами и лицами без гражданства требований российского законодательства, а также нарушений порядка пребывания, на территории Санкт-Петербурга, проводить проверку и подтверждение квалификации трудовых мигрантов, включая контроль за проживанием мигрантов и фактическим трудоустройством;
- обеспечить допуск мигрантов с целью предоставления им различных государственных и коммерческих услуг (банковские платежи и переводы, оплата проезда в общественном транспорте, зарплатные проекты, страховые взносы и т.п.);
- обеспечить дифференцированный допуск мигрантов к предоставлению социальным и медицинским услугам Санкт-Петербурга;
- реализовать механизмы организационного набора трудовых мигрантов, планирования и прогнозирование процессов миграции (экономическое, инвестиционное, демографическое, этнокультурное), включая проведение научных исследований в сфере миграции, создание системы мониторинга и анализа происходящих миграционных процессов в Санкт-Петербурге.
Подробнее