Проект концепции реализации государственной миграционной политики Санкт-Петербурга до 2025 года


  Одним из стратегических направлений деятельности Ассоциации является всесторонняя поддержка и содействие в создании благоприятных условий и стимулов для развития внутренней и внешней миграции населения, поддержки академической мобильности, трудовой и образовательной миграций, социокультурной адаптации и интеграции мигрантов,включая привлечение инвестиционных, материальных, финансовых и интеллектуальных ресурсов, включая средства инвестиционных компаний, фондов, государственных и коммерческих кредитных, благотворительных, этнических, религиозных и иных общественных организаций для целевого финансирования программ и мероприятий, направленных на реализацию государственной миграционной политики РФ.

Проект концепции реализации государственной миграционной политики Санкт-Петербурга до 2025 года

Проект концепции реализации государственной миграционной политики  Санкт-Петербурга до 2025 года


Ассоциация организаций по миграции и межнациональным отношениям разработан проект Концепции реализации государственной миграционной политики Санкт-Петербурга до 2025 года.

Проект Концепции разработан в целях совершенствования системы управления и проведения единой, согласованной и скоординированной политики в сфере реализации государственной миграционной политики на территории Санкт-Петербурга.




1. Общие положения


Концепция реализации государственной миграционной политики Санкт-Петербурга до 2025 года (далее Концепция) является основой для конструктивного взаимодействия органов государственной власти, органов местного самоуправления, институтов гражданского общества, профсоюзов и бизнес-структур при решении задач в сфере миграции.


Основные термины, используемые в Концепции


  • мигрант - лицо, осуществляющие пространственное перемещение вне зависимости от причин перемещений, их длительности и пространственных границ;
  • миграция - совокупность различных по своей природе территориальных перемещений населения, сопровождающихся изменением места жительства, т.е. безвозвратное, временное, а также сезонное перемещение физических лиц из государства и в государство, а также переселение физических лиц внутри государства, связанное со сменой места жительства, работы.
  • миграционная политика это комплекс административно-правовых и социально-экономических мер обеспечивающих государством гарантированных прав мигрантов, создание условий для их перемещения в направлениях отвечающих текущим и перспективным потребностям страны (содействие росту экономики, сбалансированное социальное развитие, улучшение демографической ситуации, сохранение территориальной целостности и соблюдения интересов национальной безопасности).
  • международная миграция – это сложное социально-экономическое и политическое явление, связанное с одной стороны, с ростом экономического разрыва между развивающимися и развитыми странами, демографическим дисбалансом между ними, с другой – с улучшением средств связи, транспортной системы, что позволяет информации, товарам и людям свободно и быстро перемещаться между отдаленными друг от друга территориями. академическая мобильность – международные перемещения ученых и преподавателей в целях осуществления научной и преподавательской деятельности, обмена опытом, представления результатов исследований, а также в других профессиональных целях;
  • временная миграция – международная или внутренняя миграция, которая совершается на определенный период времени без перемены постоянного места жительства. Временная миграция осуществляется с целью работы (временная трудовая миграция), учебы (образовательная миграция);
  • долгосрочная миграция – международная или внутренняя миграция, которая совершается на длительный период (не менее одного года);
  • краткосрочная миграция – международная или внутренняя миграция, которая совершается на непродолжительный срок (менее одного года). Перемещения с рекреационными целями, на лечение или в краткосрочные командировки к миграции не относятся;
  • миграция на постоянное место жительства – международная или внутренняя миграция, которая предполагает смену постоянного места жительства; незаконная миграция - въезд на территорию государства, пребывание на его территории государства и выезд за пределы его территории с нарушением действующего законодательства государства пребывания;
  • незаконная трудовая миграция - осуществление оплачиваемой трудовой и профессиональной деятельности иностранными гражданами и лицами без гражданства с нарушением порядка и правил трудоустройства, установленных законодательством РФ;
  • образовательная (учебная) миграция – миграция с целью получения или продолжения образования;
  • организованное привлечение иностранной рабочей силы (иностранных работников) – деятельность государства или уполномоченных негосударственных структур по организации перемещений иностранных работников в Санкт-Петербурге, включающая организованный набор необходимых работников в регионе происхождения, их довыездную подготовку, прием и трудоустройство на законных основаниях на заранее выделенные рабочие места;
  • трудящийся – мигрант (трудовой мигрант) - гражданин РФ, иностранный гражданин или лицо без гражданства, имеющий урегулированный правовой статус и на законном основании занимающееся оплачиваемой трудовой деятельностью на территории государства;
  • внутренняя трудовая миграция - добровольный выезд и въезд граждан РФ на территорию региона, постоянно проживающих вне его территории, для осуществления оплачиваемой работы по трудовому договору;
  • внешняя трудовая миграция - добровольный выезд на законном основании граждан, постоянно проживающих на территории государства, за границу, а также въезд иностранных граждан и лиц без гражданства, постоянно проживающих вне пределов государства, на его территорию для получения оплачиваемой работы по трудовому договору или гражданско-правовому договору на выполнение работ (оказание услуг);
  • переселенцы - лица, добровольно покинувшие место своего временного или постоянного жительства на территории другого государства и прибывшие в государство: с целью воссоединения с семьей, проживающей на территории государства;с целью возвращения на прежнее место жительства, в том числе лица, освобожденные из мест лишения свободы, которые до совершения преступления постоянно проживали на территории государства;с целью возвращения на свою историческую родину (репатрианты);в связи с вступлением в брак с лицом, являющимся гражданином государства;
  • беженцы - лица, не являющиеся гражданами государства, вынужденно покинувшие место своего постоянного жительства, находящиеся на территории другого (иностранного) государства по причине совершенного над ними насилия или преследования в иных формах, либо реальной опасности подвергнуться преследованию не только в отношении самого себя, но и против членов своей семьи по признакам расовой или национальной принадлежности, вероисповедания, языка, политических убеждений, принадлежности к определенной социальной группе, а также реальной опасности подвергнуться преследованию в вооруженных и межнациональных конфликтах;
  • беженцы-репатрианты - лица (их потомки), насильственно или противоправно изгнанные в свое время из другого (иностранного) государства в результате преследования по политическим, национальным, религиозным и другим мотивам, в настоящее время вынужденно переселяющиеся в государство;иммиграция - въезд иностранцев или лиц без гражданства в государство для временного или постоянного проживания;
  • иммигрант - физическое лицо, являющееся иностранцем или лицом без гражданства, прибывшее в государство для временного или постоянного проживания;
  • эмиграция - безвозвратный или временный выезд физических лиц из государства в другую страну;эмигранты - физические лица, совершающие эмиграцию;
  • реэмиграция лиц коренной национальности - возвращение (переселение) физических лиц на историческую родину;
  • реэмигрант - лицо, находившееся в эмиграции и возвращающееся на родину;
  • лицо без гражданства - физическое лицо, не являющееся гражданином государства пребывания и не имеющее доказательств наличия гражданства (подданства) иностранного государства;
  • иностранный гражданин - физическое лицо, имеющее доказательства наличия гражданства (подданства) иностранного государства;
  • временно пребывающий иностранный гражданин - лицо, прибывшее на территорию государства пребывания на основании визы или в порядке, не требующем получения визы, и не имеющее вида на жительство или разрешения на временное проживание;
  • временно проживающий иностранный гражданин - лицо, получившее разрешение на временное проживание;
  • исполнительный орган по вопросам миграции населения - государственный орган, осуществляющий реализацию государственной политики в области миграции населения и координирующий всю работу, касающуюся миграции (в дальнейшем - уполномоченный орган).


2. Описание основных проблем в сфере миграции населения в Санкт-Петербурге

Миграция - это безвозвратное, временное и сезонное перемещение физических лиц из государства и в государство, а также переселение физических лиц внутри государства, связанное со сменой постоянного места жительства, трудоустройства и выполнения работ (временная трудовая миграция), в целях получения или продолжения образования (образовательная миграция), осуществления научной и преподавательской деятельности, обмена опытом, представления результатов исследований и т.п.

Международная миграция - это сложное социально-экономическое и политическое явление, связанное с одной стороны, с ростом экономического разрыва между развивающимися и развитыми странами, демографическим дисбалансом между ними, с другой - с улучшением средств связи, транспортной системы, что позволяет информации, товарам и людям свободно и быстро перемещаться между отдаленными друг от друга территориями.

Миграция населения может различаться:

  • по причинам (добровольная или вынужденная);
  • по типу (внешняя или внутренняя);
  • по виду (возвратная или безвозвратная).


Целесообразно выделить несколько различных видов миграции и соответственно мигрантов имеющих ряд общих признаков или определенных свойств:

  • внутренняя миграция;
  • внешняя миграция;
  • внешняя трудовая миграция;
  • вынужденная миграция;
  • незаконная миграция.

Мировой опыт свидетельствует, что миграция населения обеспечивает несомненные преимущества для поступательного научного, технического и экономического прогресса государств. Очевидно, что превращение человеческих ресурсов в основу социально-экономического развития государств усиливает значимость эффективной реализации миграционных проблем.
Но необходимо так же указать, что не управляемая миграция населения способна создать и обострить социально-экономические проблемы в любой стране мира. Значение и характер последствий от миграции в отдельных странах во многом обуславливается размером территории страны, отраслевой структурой хозяйства, социально-демографической ситуацией и мерами государственного регулирования миграционных процессов.
Для нейтрализации отрицательных последствий миграции и усиления положительного эффекта, получаемого от процессов миграции, используют средства формирования и реализации государственной миграционной политики.

В настоящее время, с целью недопущения неконтролируемого влияния международной миграции на социальную обстановку и рынок труда, большинство цивилизованных стран проводят политику, направленную на достижение качественного и надежного контроля над миграционными процессами, призванного защитить интересы титульного (коренного) населения.

Анализ современной миграционной политики в странах западной Европы позволяет выявить следующие положительные стороны в регулировании процессами в сфере миграции населения:


  • реализовывается долгосрочная миграционная политика, ориентированная на решение проблем, связанных со «старением» нации;
  • уменьшение сроков натурализации (15 лет для многих до 7- 8 лет);
  • изменение принципов происхождения (jus sanguinis) на принцип места рождения и времени проживания(jus soli);
  • легализация нелегальных мигрантов, которые уже работают в европейских странах;
  • ужесточение критериев допуска низкоквалифицированных работников на рынок труда;
  • в отношении работодателей происходит усиление ответственность за наем незаконных мигрантов;
  • вводятся ID карты для иностранцев;
  • жёстко ограничивают число лиц, ищущих политического убежища и беженцев;
  • повышается селективность в отношении мигрантов в пользу защиты интересов коренного населения;
  • уменьшение сроков натурализации для воссоединения семей (жен и мужей граждан западноевропейских стран);
  • выделяются специальные квоты для студентов иностранцев, закончивших ВУЗы в этих странах, если они найдут постоянную работу;
  • введение специальных квот и облегчение получения виз и вида на жительства для специалистов определенной квалификации.

Миграция как объективное явление не может не затронуть Россию. Миграция населения в Российской Федерации, являясь совокупностью массовых перемещений отдельных физических лиц (граждан Российской Федерации, иностранных граждан, лиц без гражданства), различных социальных групп, обусловленных социально-экономическими и политическими проблемами, приобретает все более важное, можно сказать стратегическое значение и является мощным стимулом развития социально-экономического и научно-технического прогресса нашего государства.


Анализ современной миграционной ситуации в Российской Федерации позволяет так же выявить следующую специфику:

  • управление государственными миграционными процессами не выделено в отдельную структуру и не представлено как отдельное направление межгосударственных отношений;
  • отсутствует опыт и эффективные механизмы регулирования международной и внутренней миграции;
  • высокая вероятность ситуативности и непоследовательности проводимой миграционной политики;
  • высокая коррупционная составляющая и криминогенная угроза трудовой миграции;
  • негативное влияние этнических и национальных факторов;
  • масштабное распространение (экспансия) нелегальной трудовой миграции и появления в результате этого неконтролируемых финансовых потоков;
  • принятые государственные целевые программы не учитывают особенности регионов и экономически не обоснованы, а потому не эффективны;
  • отсутствует достоверный контроль и статистика об уровне внутренней и внешней миграции населения.

Концепцией государственной миграционной политики Российской Федерации на период до 2025 года и другими документами стратегического планирования, миграционная политика отнесена к приоритетным направлениям государственного строительства России, которая должна полностью отвечать ее геополитическим, экономическим, демографическим, внутрирегиональным и общественно-социальным интересам, способствовать социально-экономическому и этническому обновлению Российской Федерации.


Государственная миграционная политика Санкт-Петербурга представляет собой комплекс административно-правовых и социально-экономических мер обеспечивающих гарантированных прав мигрантов, создание условий для их перемещения в направлениях отвечающих текущим и перспективным потребностям города делится на следующие основные виды:


  • иммиграционная политика или политика иммиграции (решение задач по предоставлению права на постоянное место жительства, контроля за нелегальной миграцией, социального обеспечения легальных и нелегальных мигрантов);
  • натурализационная политика или политика натурализации (решение вопросов связанных с условиями и процедурой предоставления гражданства легальным мигрантам);
  • политика социокультурной интеграции и адаптации (решение задач касающихся проблем включения мигрантов, в первую очередь - с иными этническими, расовыми, религиозными «корнями» в жизнь страны своего пребывания, включая обеспечение государственных гарантий равенства прав, свобод и законных интересов человека и гражданина независимо от расы, национальности, языка, отношения к религии и других обстоятельств);
  • политика в сфере трудовой миграции (решение вопросов касающихся проблем организационного и законодательного регулирования в социально-трудовой сфере, включая гарантии в области занятости, условий охраны и оплаты труда).


Миграционные процессы, оказывая значительное влияние на социально-политическое и экономическое развитие Санкт-Петербурга, требуют создания эффективной системы формирования

управления миграционными процессами.
При формировании миграционной политики требуется согласовывать весь спектр интересов государства, общества и большинства социальных групп.

Санкт-Петербург располагает мощной экономикой и богатым человеческим капиталом. Основу промышленного комплекса города составляют обрабатывающие производства, предприятия оборонно-промышленного комплекса, энергетического машиностроения, гражданского судостроения и пищевой промышленности.

В последнее десятилетие в Санкт-Петербурге наблюдается существенное улучшение демографических показателей. Численность постоянного населения возросла с 4686,5 тыс. чел. в 2004 году до 5189,6тыс в 2014 году (по состоянию на конец года). По численности постоянного населения Санкт-Петербург занимает 4-е место среди всех субъектов Российской Федерации.

Главными факторами роста населения Санкт-Петербурга являются: существенный миграционный приток, сокращение смертности и рост рождаемости.

Переселение мигрантов на постоянное место жительства в Санкт-Петербург ускоряет социально-экономическое развитие, становясь одним из источников накопления человеческого капитала, обеспечивающего экономический рост и благосостояние города.

В последние годы наметилась тенденция усиления привлекательности Санкт-Петербурга как места жизни, работы и учебы для жителей других российских регионов и стран СНГ. Санкт-Петербург сохраняет положительную динамику показателей миграции и интенсивности миграционных потоков.
В 2013 году Санкт-Петербург стал лидером по приросту населения за счет миграции в Российской Федерации. Прежде всего, это связано с активизацией процессов трудовой миграции и экономическому росту, увеличением масштабов выполнения городом общегосударственных федеральных и международных функций.
Однако отметим, что миграция в Санкт-Петербург имеет более существенные масштабы, чем это учитывается государственной и ведомственной статистикой.

Современная миграционная ситуация в Санкт-Петербурге обусловлена широким спектром неурегулированных правовых и организационных отношений, затрагивая проблемы социально - экономической политики, политики в сфере культуры, самобытности, традиций и уклада петербургского общества.

Важно указать, что неконтролируемая интенсивность миграционных процессов, рост нелегальной миграции и проблемы связанные с приемом и адаптацией мигрантов усиливают отрицательное влияние на общественную безопасность и рынок труда в Санкт-Петербурге, включая рост теневого сектора экономики, увеличение числа преступлений, усиление этнонациональных противоречий, ухудшение эпидемиологической и экологической обстановки.

Значительная часть мигрантов прибывает на территорию города в поисках работы и проблема использования иностранной рабочей силы в современных обстоятельствах является одной из наиболее сложных. С одной стороны, российская экономика нуждается в иностранных работниках. В то же время иностранная трудовая миграция способна не только деформировать структуру занятости, но и вызывать дисбаланс в социально-экономической сфере, провоцировать национальные конфликты и обострять криминогенную обстановку.



Рост численности мигрантов в Санкт-Петербурге с преобладанием среди них представителей титульных наций стран ближнего зарубежья в сочетании стратегии саморегулирования мигрантов порождает в них неуверенность в завтрашнем дне, создает ситуацию нестабильности, что приводит к неприятию мигрантами принимающего общества и вызывает ответную агрессию коренного (титульного) населения Санкт-Петербурга.

Проведенные в 2013 году научные исследования отмечают низкий уровень мотивации иностранных трудовых мигрантов к социальной и культурной адаптации и интеграции в российское общество. Сложившаяся миграционная ситуация в Санкт-Петербурге в целом требует от государства и общества серьезных усилий в области адаптации и интеграции иностранных граждан.
Анализ международного опыта показывает, что успешная работа по адаптации и интеграции мигрантов в принимающее общество не возможна без координирующей роли государства, соответствующего финансирования, а также при активном участии институтов гражданского общества.

Очевидно, что для реализации государственной миграционной политики и государственной национальной политики в Санкт-Петербурге необходимо в первую очередь полноценно реализовать задачи по проживанию и обустройству, социальной поддержке, адаптации и интеграции мигрантов. Т.е. создать это инфраструктурную систему организаций (инфраструктурный кластер) для временного проживания и обустройства, включая центры информационной и правовой поддержки, центры социальной адаптации и интеграции, центры профессиональной подготовки и переподготовки, - создаваемых с учетом специфики Санкт-Петербурга.

В настоящее время присутствие в Санкт-Петербурге многочисленной категории иностранцев незнающих русский язык и не обученных элементарным нормам поведения, являющихся к тому же носителями иной культуры и языка, нередко вызывают негативную реакцию коренного (титульного) населения, что оказывает существенное влияние на состояние межнациональных отношений (межэтнических) отношений, включая следующие негативные факторы такие как:

  • высокий уровень социального и имущественного неравенства;
  • правовой нигилизм и высокий уровень преступности, коррумпированность отдельных представителей власти;
  • недостаточность образовательных и культурно-просветительских мер по воспитанию культуры межнационального общения;
  • распространенность негативных стереотипов в отношении некоторых народов;
  • отсутствие эффективного механизма регулирования миграционных процессов, в том числе решения вопросов социокультурной интеграции и адаптации мигрантов;
  • незаконная миграция, экспансия религиозного экстремизма, международная организованная преступность.

Преобладание политико - экономического подхода в Санкт-Петербурге к государственной миграционной политике способствует тому, что она носит ситуативный характер, что исключает реализацию единой комплексного планирования в сфере миграции населения, разработку социально-экономических ориентиров оценки причин, значения и последствий миграции на территории города.

В настоящее время Санкт-Петербург остро нуждается в новой комплексной концепции миграционного развития города на ближайшие десятилетия, которая должна полностью отвечать его экономическим, демографическим, общественно-социальным интересам, способствовала его социально-экономическому и этническому обновлению.

Сегодня как никогда Санкт-Петербург испытывает максимальные показатели миграционной нагрузки на сферу социального обеспечения горожан и рынок труда. Существующая миграционная (ситуация) обстановка, оказывает негативное влияние на экономическое и социальное развитие Санкт-Петербурга, способствует возникновению проблем этнического характера, формированию этнических анклавов, социальной исключенности и пространственной сегрегации мигрантов.

Ставя задачу привлечения мигрантов для восполнения населения, рабочей силы и развития инновационного потенциала, следует учитывать что миграция, как и всякий другой объективный процесс, имеет четкие количественные характеристики и параметры.

Современный Санкт-Петербург нуждается в реализации согласованной миграционной политике, комплексном многоцелевом миграционном планировании с учетом особенностей и сложившейся на сегодняшний день этнической, конфессиональной и профессиональной структурой петербургского общества.


Комплексное многоцелевое миграционное планирование в Санкт-Петербурге должно предполагать:

  • эффективный мониторинг и анализ развития международного сотрудничества и совершенствования миграционного законодательства, происходящих миграционных процессов, межэтнических отношений и раннего предупреждения конфликтных ситуаций в Санкт-Петербурге, основанный на функционировании городского автоматизированного-информационного реестра данных, объединяющего в себе базы данных, содержащие широкий спектр сведений научно-технического, экономического и конъюнктурного характера;
  • осуществление инновационной деятельности и проведение научных исследований в сфере миграции населения;
  • планирование процессов трудовой миграции (экономическая, профессиональная и отраслевая стратификация);
  • демографическое планирование, предполагающего, во-первых, улучшение общей демографической ситуации в Санкт-Петербурге (число въезжающих мигрантов в идеале обеспечивать нормальный демографический прирост населения в пределах 5–10 человек в год на каждую 1000 жителей);
  • инвестиционное планирование, т.е. использование инвестиционного ресурса миграции связанного с возможностью привлечения иностранных капиталов под проекты и программы;
  • этнокультурное планирование, предполагающего учитывать следующие параметры, таких как:

  1. социально-психологические особенности и способность адаптироваться к российской среде;способность к ассимиляции, особенности религиозного мировоззрения и уровень лояльности по отношению к другим конфессиям, способность к освоению русского языка и восприятию российской духовной культуры;

  2. способность к обучению и профессиональной переподготовке;

  3. адаптируемость к тяжелым климатическим и бытовым условиям;

  4. культуру труда и традиции национальной трудовой специализации;

  5. уровень лояльности по отношению к государству;

  6. уровень внутренней самодисциплины, тип социального поведения, уровень деторождения (демографический потенциал);

  7. уровень этнической пассионарности и социальной активности, а также некоторые другие параметры).

Современная миграционная политика Санкт-Петербурга определяется и основывается Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, в том числе Концепцией демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года, Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации до 2020 года, Стратегией национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года Стратегией экономического и социального развития Санкт-Петербурга на период до 2030 года и другими документами стратегического планирования развития города, а также общепризнанными принципами и нормами международного права и обязательствами Российской Федерации, вытекающими из международных договоров в сфере миграции, включая следующие принципы регулирования:

  • обеспечение прав и свобод человека и гражданина;
  • соблюдение норм национального и международного права;
  • недопустимость любых форм дискриминации;
  • гармонизация интересов личности, общества и государства;
  • взаимодействие территориальных органов федеральных, органов исполнительной власти и органов местного самоуправления, развитие институтов социального партнерства и гражданского общества;
  • защита национального рынка труда;
  • дифференцированный подход к регулированию миграционных потоков в зависимости от целей и сроков пребывания, социально-демографических и профессионально-квалификационных характеристик мигрантов;
  • обеспечение интеграции в петербургское общество иностранных граждан и лиц без гражданства, переселившихся в Санкт-Петербурге на постоянное место жительства;
  • комплексность решения задач государственной миграционной политики Санкт-Петербурга с учетом особенностей социально-экономического развития Санкт-Петербурга;
  • открытость и доступность информации о миграционных процессах в Санкт-Петербурге;
  • научная обоснованность планирования миграционных процессов.

Цели, принципы, задачи и основные направления программы реализации миграционной политики в Санкт-Петербурге


Основными целями миграционной политики Санкт-Петербурга являются:

  • обеспечение безопасности региона;
  • качественное повышение социального благополучия населения Санкт-Петербурга;
  • стабилизация и увеличение численности постоянного населения;
  • содействие обеспечению потребностей экономики Санкт-Петербурга в рабочей силе, модернизации, инновационном развитии и повышении конкурентоспособности ее отраслей


Приоритетные задачи миграционной политики Санкт-Петербурга:

  • создание условий и стимулов по развитию внутренней миграции, внутренней трудовой миграции, защита регионального рынка труда и совершенствование миграционного законодательства Российской Федерации;
  • противодействие незаконной миграции и незаконной трудовой миграции;
  • создание условий и стимулов для переселения в Санкт-Петербург на постоянное место жительства соотечественников, проживающих за рубежом, а также стимулирование возвращения эмигрантов;
  • содействие адаптации и интеграции мигрантов, формированию конструктивного взаимодействия между мигрантами и принимающим сообществом;
  • формирование и эксплуатация в Санкт-Петербурге инфраструктурного сетевого кластера для проживания мигрантов по типовым проектам, утверждаемым и реализуемым в установленном законодательством порядке, в том числе развитие дешевых сегментов рынка арендного жилья;
  • формирование и эксплуатация в Санкт-Петербурге инфраструктуры для интеграции и адаптации мигрантов, включая центры медицинского освидетельствования, социальной, культурной, информационной и правовой поддержки;
  • выполнение гуманитарных обязательств в отношении мигрантов;
  • формирование в обществе толерантного отношения к трудовой миграции и мигрантам, создание системы социализации мигрантов, условий для их адаптации, обеспечение эффективного контроля за соблюдением законодательства в отношении трудовых мигрантов;
  • создание благоприятных условий для адаптации иммигрантов к новым условиям и интеграции их в российское общество на основе уважения к российской культуре, религии, обычаям, традициям и жизненному укладу россиян;
  • создание условий для интеграции иммигрантов в Санкт-Петербурге и развитие терпимости в отношениях между местным населением и выходцами из других стран в целях предотвращения этноконфессиональных конфликтов;
  • разработка социально-экономических мер по повышению миграционной привлекательности Санкт-Петербурга;
  • привлечение квалифицированных иностранных специалистов, в том числе выпускников российских высших учебных заведений, на постоянное место жительства в Санкт-Петербург, привлечение молодежи из иностранных для обучения и стажировки в Санкт-Петербурге с возможным предоставлением преимуществ в получении российского гражданства по окончании учебы;
  • разработка дифференцированных механизмов привлечения, отбора и использования иностранной рабочей силы;
  • содействие образовательной (учебной) миграции и поддержка академической мобильности.


Основными направлениями в реализации миграционной политики Санкт-Петербурга

В области регулирования межнациональных (межэтнических) и межконфессиональных отношениях:

  • создание благоприятных условий по обеспечению государственных гарантий равенства прав, свобод и законных интересов человека и гражданина независимо от расы, национальности, языка, отношения к религии и других обстоятельств;
  • предотвращение ограничения прав и дискриминации по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности;
  • сохранение и развитие этнокультурного многообразия народов Российской Федерации, проживающих на территории Санкт-Петербурга, их языков и культуры;
  • защита прав национальных меньшинств; социальной и культурной адаптации мигрантов; профилактике межнациональных (межэтнических) конфликтов и обеспечению межнационального и межконфессионального согласия;
  • осуществление контроля в сфере межнациональных (межэтнических) и межконфессиональных отношений;
  • координация деятельности исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга, а также взаимодействие с территориальными органами федеральных органов исполнительной власти в Санкт-Петербурге, органами государственной власти Санкт-Петербурга, органами местного самоуправления внутригородских муниципальных образований Санкт-Петербурга и другими органами и организациями в Санкт-Петербурге в сфере межнациональных (межэтнических) и межконфессиональных отношений;
  • организация системы мониторинга состояния межэтнических отношений и раннего предупреждения конфликтных ситуаций;
  • реализация мероприятий по противодействию формированию замкнутых анклавов мигрантов по этническому признаку.


В области реализации на территории Санкт-Петербурга программ выполнения гуманитарных обязательств в отношении вынужденных мигрантов:

  • создание благоприятных условий для социально-экономической и социокультурной интеграции вынужденных мигрантов, реализации конституционных прав и свобод человека и гражданина;
  • выполнение государственных обязательств по жилищному обустройству лиц, имеющих статус вынужденных переселенцев;
  • оказание содействия добровольному возвращению беженцев, лиц, получивших убежище, и претендентов на получение соответствующего статуса в государстве их прежнего проживания.


В области реализации на территории Санкт-Петербурга программ противодействия незаконной миграции:

  • противодействие организации каналов незаконной миграции;
  • повышение эффективности иммиграционного контроля;
  • совершенствование межведомственного взаимодействия по вопросам противодействия незаконной миграции;
  • разработка и проведение в регионе совместных оперативно-профилактических мероприятий, направленных на выявление и пресечение нелегальной миграции.



В области адаптации и интеграции мигрантов, формированию конструктивного взаимодействия между мигрантами и принимающим сообществом:

  • содействие развитию в обществе культуры межнациональных и межрелигиозных отношений, формирование у мигрантов и принимающего сообщества навыков межкультурного общения, противодействие ксенофобии, национальной и расовой нетерпимости;
  • создание условий для адаптации и интеграции мигрантов, включая их обучение русскому языку, правовое просвещение, информирование о культурных традициях и нормах поведения путем формирования соответствующей инфраструктуры с использованием потенциала средств массовой информации;
  • обеспечение доступа иностранных граждан и членов их семей к социальным, медицинским и образовательным услугам в зависимости от их правового статуса;
  • разработка, внедрение и реализация программ адаптации и интеграции мигрантов и членов их семей в Санкт-Петербурге на основе взаимодействия территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной государственной власти Санкт-Петербурге, органов местного самоуправления, институтов гражданского общества, работодателей, религиозных конфессий;
  • совершенствование взаимодействия территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной государственной власти Санкт-Петербурга, органов местного самоуправления, институтов гражданского общества, работодателей, религиозных конфессий с общественными объединениями, содействующими адаптации и интеграции мигрантов.


В области реализации на территории Санкт-Петербурга программ содействия развитию внутренней миграции:

  • формирование и эксплуатация инфраструктурного сетевого кластера для проживания мигрантов по типовым проектам, утверждаемым и реализуемым в установленном законодательством порядке, в том числе развитие дешевых сегментов рынка арендного жилья;
  • создание новых и повышение эффективности существующих рабочих мест, улучшение условий и оплаты труда, дальнейшее развитие малого предпринимательства.
  • поддержка образовательной (учебной) миграции российских граждан, в том числе в целях получения образования и повышения квалификации по профессиям, востребованным на региональном рынке труда;
  • разработка мер по сокращению оттока трудоспособного населения Санкт-Петербурга;
  • развитие разных форм временной и пространственной мобильности с целью осуществления трудовой деятельности, в том числе распространение вахтового метода ведения работ, сезонной трудовой миграции, гибких форм занятости и гибкого графика работы.


В области реализации на территории Санкт-Петербурга дифференцированных механизмов привлечения, отбора и использования иностранной рабочей силы, востребованной экономикой Санкт-Петербурге:

  • подготовка предложений по созданию эффективных механизмов оценки потребности в иностранной рабочей силе с учетом перспектив развития экономики и национального рынка труда;
  • подготовка предложений по совершенствованию механизма планирования и иных инструментов регулирования привлечения иностранной рабочей силы;
  • создание дифференцированных программ краткосрочной и долгосрочной трудовой миграции, в том числе создание программ организованного привлечения иностранных работников;
  • развитие инфраструктуры в сфере трудовой миграции на базе сотрудничества государственных, частных и некоммерческих организаций;
  • создание механизмов стимулирования иностранных работников, востребованных на рынке труда;
  • создание алгоритма привлечения иностранных работников на рабочие места, которые невозможно заместить российскими работниками.


В области реализация на территории Санкт-Петербурга программ содействия образовательной (учебной) миграции в Санкт-Петербург и поддержки академической мобильности:

  • создание условий для увеличения контингента студентов в образовательных учреждениях высшего и среднего профессионального образования, расположенных на территории Санкт-Петербурга;
  • совершенствование условий для обучения в образовательных учреждениях, расположенных на территории Санкт-Петербурга, на разных уровнях подготовки российских и иностранных студентов вне зависимости от гражданства и постоянного места проживания;
  • совершенствование условий пребывания в Санкт-Петербурге иностранных студентов, их социально-культурной адаптации, медицинского страхования и обеспечения безопасности;
  • организационное, информационное и финансовое содействие образовательным учреждениям и научным организациям в привлечении зарубежных ученых на основе долгосрочных трудовых контрактов;
  • увеличение для иностранных граждан объемов преподавания русского языка на курсах в образовательных учреждениях, расположенных на территории Санкт-Петербурга;
  • содействие мобильности специалистов, занимающихся преподавательской, исследовательской работой в образовательных учреждениях и научных организациях, и привлечению зарубежных ученых на основе долгосрочных трудовых контрактов;
  • содействие соотечественникам, в том числе их детям, проживающим за рубежом, в получении образования на территории Санкт-Петербурга;
  • решение задач о создании в образовательных учреждениях, расположенных на территории Санкт-Петербурга, центров изучения русского языка.


В области создания условий и стимулов для переселения в Санкт-Петербург на постоянное место жительства соотечественников, проживающих за рубежом, эмигрантов и отдельных категорий иностранных граждан:

  • разработка и реализация проекта региональной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом;
  • содействие добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом;
  • содействие переселению на постоянное жительство квалифицированных специалистов, а также иных иностранных работников, востребованных на орловском рынке труда;
  • создание условий для переезда в Санкт-Петербург предпринимателей и инвесторов.


Информационно-аналитическое обеспечение реализации миграционной политики Санкт-Петербурга

Информационно-аналитическое обеспечение реализации миграционной политики Санкт-Петербурга предусматривает:

  • совершенствование предоставления государственных услуг и исполнения государственных функций в сфере миграции, в том числе с использованием информационных технологий (инфраструктуры, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме);
  • внесение предложений по модернизации информационных баз данных;
  • развитие сети многофункциональных центров в Санкт-Петербурге по предоставлению государственных и муниципальных услуг в области миграции населения;
  • совершенствование способов использования дактилоскопической информации об иностранных гражданах с последующим применением полученной информации компетентными органами, в том числе в правоохранительных целях;
  • расширение использования информационных технологий для анализа миграционной ситуации и обеспечения реализации миграционной политики Санкт-Петербурга, в том числе информационное обеспечение различных миграционных программ и мониторинг их эффективности;
  • проведение научно-исследовательских разработок для анализа и прогноза миграционной ситуации, мониторинга и оценки эффективности различных миграционных программ.


Медийное обеспечение реализации миграционной политики Санкт-Петербурге области

  • разработка программ медийного обеспечения миграционной политики, предполагающей формирование положительного облика Санкт-Петербурге во внешнем информационном пространстве как субъекта федерации, обеспечивающего высокий уровень правовой и социальной защищенности мигрантам, качественное, конкурентоспособное по стоимости образование всех уровней;
  • реализация информационной и разъяснительной работы с гражданами, работодателями в целях предупреждения нарушений миграционного законодательства Российской Федерации.



Мероприятия по реализации миграционной политики Санкт-Петербурга до 2025 года.


Программой реализации государственной политики Санкт-Петербурга в сфере миграции, межнациональных (межэтнических) и межконфессиональных отношений Правительства Санкт-Петербурга до 2025 года предусматриваются следующие основные мероприятия:

  • включение задач и мероприятий профильных программ регионального развития в единую программу по реализации миграционной политики Санкт-Петербурга;
  • мероприятия по планированию и прогнозированию в сфере миграции (экономическое, инвестиционное, демографическое, этнокультурное и планирование в системе международного разделения труда);
  • мероприятия по мониторингу и анализу происходящих миграционных процессов в Санкт-Петербурге и системы мониторинга состояния межэтнических отношений и раннего предупреждения конфликтных ситуаций;
  • мероприятия по мониторингу в развитии международного сотрудничества и совершенствования миграционного законодательства Российской федерации.
  • проведение научных исследований в сфере миграции;
  • мероприятия по государственной поддержке, сохранению и развитию языков и культуры народов Российской Федерации, проживающих на территории Санкт-Петербурга
  • мероприятия, направленные на укрепление гражданского единства, межнационального и межконфессионального согласия, сохранение этнокультурного многообразия народов Российской Федерации, проживающих на территории Санкт-Петербурга;
  • мероприятия, направленные на защиту прав национальных меньшинств, профилактику межнациональных (межэтнических) конфликтов и обеспечение межнационального и межконфессионального согласия;
  • формирование и функционирование регионального автоматизированного-информационного реестра данных в Санкт-Петербурге для информационно-технологического взаимодействия и информационно-аналитического обеспечения миграционных программ, контроля и мониторинга эффективности их реализации и предоставления информационных услуг в электронной форме;
  • создание и функционирования комплексной информационной системы в Санкт-Петербурге, объединяющих в себе базы данных, содержащие широкий спектр сведений научно-технического, экономического и конъюнктурного характера, необходимых для успешного осуществления инновационной деятельности в сфере миграции населения;
  • формирование и эксплуатация в Санкт-Петербурге инфраструктурного сетевого кластера для проживания мигрантов по типовым проектам, утверждаемым и реализуемым в установленном законодательством порядке, в том числе развитие дешевых сегментов рынка арендного жилья;
  • формирование и эксплуатация Санкт-Петербурге инфраструктуры для интеграции и адаптации мигрантов, включая центры медицинского освидетельствования, социальной, культурной, информационной и правовой поддержки;
  • мероприятия по привлечению инвестиционных ресурсов, включая средства инвестиционных компаний, фондов, государственных и коммерческих кредитных, благотворительных, этнических, религиозных и иных общественных организаций для целевого финансирования реализации программ и мероприятий в сфере миграции населения;
  • адаптации и интеграции мигрантов и членов их семей в Санкт-Петербурге, включая их обучение русскому языку, правовое просвещение, информирование о культурных традициях и нормах поведения;
  • меры по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, созданию благоприятных условий для социально-экономической и социокультурной интеграции вынужденных мигрантов, выполнение государственных обязательств по жилищному обустройству лиц, имеющих статус вынужденных переселенцев, реализации конституционных прав и свобод человека и гражданина;
  • меры по выполнению гуманитарных обязательств в отношении вынужденных мигрантов;
  • мероприятия в сфере предупреждения и пресечения незаконной миграции, взаимодействия федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации;
  • меры по обеспечению условий правовой и социальной защиты мигрантов, а также образовательной, гуманитарной и финансовой сфере с целью гармонизации их интересов с интересами государства и коренного населения региона;
  • медийное обеспечение миграционной политики, предполагающей формирование положительного облика Санкт-Петербурга во внешнем информационном пространстве как субъекта федерации, обеспечивающего высокий уровень образования, правовой и социальной защиты;
  • меры по профилактике правонарушений работодателей и трудовых мигрантов;
  • мероприятия по исключению возникновения в Санкт-Петербурге проблем этнического, социального и экономического характера, противодействию социальной исключенности мигрантов, пространственной сегрегации и формированию этнических анклавов;
  • оказание государственных услуг, связанных с согласованием предложений рабочих мест и заявок на них, с получением разрешительных документов и информационно-консультационными услугами, прохождением медицинских, профессионально-квалификационных и иных тестов, содействием в переездах, подборе жилья, денежных переводах, страхованием и другими востребованными сервисами;
  • подпрограммы по профессиональной подготовке и обучения мигрантов в целях повышения эффективности их использования миграционных трудовых ресурсов в Санкт-Петербурге;
  • меры по формированию, развитию и организации медико - социальной помощи мигрантам, обеспечения санитарно - эпидемиологического благополучия населения;
  • реализация мер направленных на создание эффективных механизмов оценки потребности в иностранной рабочей силе, привлечения высококвалифицированных специалистов, организованного привлечения иностранных работников сезонной миграции работников и каникулярной трудовой миграции иностранных студентов в Санкт-Петербурге;
  • меры по поддержке образовательной (учебной) миграции, академической мобильности, форм временной и пространственной мобильности с целью осуществления трудовой деятельности.


Этапы реализации государственной политики Санкт-Петербурга

Первый этап (2017–2018 годы):

разработка и апробация целевых программ в рамках реализации основных направлений миграционной политики Санкт-Петербурга;
создание региональной инфраструктуры для интеграции и адаптации трудовых мигрантов, включая центры информационной и правовой поддержки, курсы изучения языка, истории и культуры Российской Федерации;
разработка и принятие нормативных правовых актов Санкт-Петербурга, обеспечивающих реализацию целей, задач и основных направлений государственной миграционной политики Российской Федерации;
создание инфраструктуры для проживания трудовых мигрантов на основе государственно-частного партнерства;
формирование комплексной программы проведения научных исследований в сфере миграционных процессов в регионе.

Второй этап (2017–2020 годы):

принятие региональной программы в рамках реализации основных направлений миграционной политики Санкт-Петербурга;
реализация и мониторинг принятых программ в рамках осуществления основных направлений миграционной политики Санкт-Петербурга;
обобщение и анализ правоприменительной практики принятых в целях реализации настоящей Концепции нормативных правовых актов Санкт-Петербурга;
расширение использования информационных технологий для анализа миграционной ситуации.

Третий этап (2021–2025 годы):

оценка эффективности реализации программ по основным направлениям миграционной политики Санкт-Петербурга;
уточнение основных стратегических ориентиров, приоритетов и основных направлений реализации миграционной политики Санкт-Петербурга и корректировка соответствующих профильных программ.

  • 06.10.2016
Возврат к списку


Яндекс.Метрика