Еще в XVI веке Великий Устюг стал крупным торговым центром.В период расцвета город был известен уникальными видами народного искусства. Одним из таких видов стала роспись по дереву и бересте.
Широко известен Устюг в XVII веке своими художниками-живописцами, многие из которых работали по вызову в Москве на царских заказах.
Среди мастеров известны Иван Семенов и Иван Тольцов. Этих живописцев приглашали в столицу для росписи царских палат и храмов. Так в 1669 году художники из Устюга писали травы в Коломенском дворце. У себя на родине мастера писали иконы и предметы быта для горожан.
Развитие устюжской росписи неразрывно связано с иконописной школой.
В Устюге была своя школа иконописи. Художники писали иконы по заказу церквей и монастырей, они же украшали росписью бытовые вещи для горожан. Расписывали бытовые предметы, как и иконы, яичной темперой.
В отличие от иконописных заказов, где художники должны были точно следовать установленным церковью канонам, при росписи бытовых предметов они рисовали все, что хотели: что видели вокруг себя и что поражало их воображение.
По всей стране расходились из Великого Устюга сундуки, украшенные «травным письмом» и обитые узорно-просечным железом. В то время они были двух видов: в форме сундука-теремка и сундука-подголовка.
В основе великоустюгской росписи лежит растительный орнамент. Главный элемент в этом орнаменте — незаменимый цветок тюльпана.
- 20.07.2016