Белорусская масленица

Мы организовываем и проводим этнокультурные мероприятия учитывая особенности и этнокомпоненты торжеств, включая помолвки и свадьбы, дни рождения и крещения, национальные и религиозные праздники, общенародные торжественные мероприятия с привлечением лучших экспертов, специалистов и организаторов.

Белорусская масленица

Белорусская масленица

Масленицу праздновали в основном в восточных районах Беларуси среди православных (у католиков это запуски в последнюю неделю февраля). Дата ее проведения зависела от дня празднования Пасхи. Масленичная неделя заканчивается в воскресенье накануне семидневного поста.



Масленицу праздновали в основном в восточных районах Беларуси среди православных (у католиков это запуски в последнюю неделю февраля). Дата ее проведения зависела от дня празднования Пасхи. Масленичная неделя заканчивается в воскресенье накануне семидневного поста.

В субботу перед Масленицей поминали умерших, чтобы иметь их поддержку и помощь в будущей сельскохозяйственной работе. Большое значение во время этого праздника имела обрядовая еда – блины.

Существовал обряд «Цягаць калоду». В нем принимали участие замужние женщины всей деревни. Гуляние шло всю ночь. Женщины ходили с песнями, криками, ауканьем по деревне с обрубком дерева (колодой). Если по дороге встречали мужчину, особенно неженатого, накидывали на него веревку и заставляли тянуть колоду, а сами цеплялись за нее, чтобы было тяжелее. Когда мужчина хотел быстрее избавиться от колоды, он платил женщинам выкуп.

В некоторых деревнях «спраўлялі Уласа». В сани, убранные цветами, садилась хозяйка какого-либо двора, а остальные с песнями возили ее по деревне. Всех мужчин, которые встречались по пути, хватали и начинали подбрасывать вверх, пока те не платили выкуп.

Часто участницы шествия одевались в карнавальные костюмы «мужчин», «старцев», «цыган». К переодетым присоединялся музыкант (мужчина). Заходя в дом, они переворачивали посуду, раскидывали постель, одежду, буянили до тех пор, пока не получали от хозяев выкуп. Обойдя всю деревню, переодетые отправлялись в чью-нибудь просторную избу и гуляли там всю ночь, пели, танцевали.

Пожилые, родня, кумовья, сваты ездили на этой неделе в гости друг к другу на украшенных повозках.

У детей было свое развлечение: катание на санках. Молодежь собиралась, когда темнело на улице: пела, плясала.

Во время Масленицы в гости к бабке-повитухе шли женщины и молодые мужчины. После угощенья торжественно выводили ее из дома, сажали в сани, а сами, впрягшись в них, возили бабку по деревне с шутками, песнями.

В последний, воскресный, день Масленицы родственники ходили в гости друг к другу, к теще «на блины» приходил зять с женой. Вечером семья в полном составе должна была ужинать вместе, так как с понедельника наступал Великий пост. Ели в основном молочное. В этот вечер во многих местах Беларуси проводился чрезвычайно интересный и торжественный обряд. После ужина хозяин садился в строгом и набожном настроении. К нему по очереди подходили братья и сыновья, после женщины, кланялись до земли и говорили: «Даруй, бацька родны, калі чым саграшыў(-ла) перад табой справай ці языком». Выслушав всех, хозяин в свою очередь кланялся до земли всему семейству, прося таким образом прощенья за все грехи и ошибки.

На прощание с Масленицей обычно палили чучело – соломенную бабу или мужика. Пепел раскидывали по полю для большей урожайности.

После революции и во время войны Масленицу не отмечали. В 1970–1980 гг. отмечался праздник «Проводы зимы».

С 1990-х гг. начали возрождаться традиции празднования Масленицы в основном в деревнях, причем в каждом населенном пункте этот праздник имел свои особенности.

В белорусских городах устраиваются праздники прощания с зимой: шествия сказочных персонажей, аттракционы, спортивные игры, катание на конях, угощение блинами. Для детей проводят театральные гуляния на улице, катание с горок. В школах многие учителя проводят беседу о взаимоотношениях в классе, где дети просят прощения друг у друга, у учителя, а он у них.

Возврат к списку

Яндекс.Метрика