Удмуртская свадьба

Мы оказываем услуги по профессиональной организации и проведению этнокультурных мероприятий (традиций, обрядов, национальных свадеб и т.п.). При реализации мероприятий  наши специалисты, эксперты и ведущие учитывают их специфику проведения и этнические особенности традиций и обрядов, национальной кухни, национальной одежды и атрибутики,  музыкального сопровождения, детали оформления и т. п. Подробнее >>>

Удмуртская свадьба

Удмуртская свадьба

Богатый культурный мир удмуртов отразился на свадебных традициях и обычаях. Особое внимание всегда уделялось срокам проведения торжества. Как правило, браки заключаются в зимний период начиная от праздника Крещения Господнего до Масленицы или осенью от Покрова и до начала Филиппова поста. Это время выбрано не просто так, ведь в эти периоды закончены полевые работы, есть свободное время для организации и проведения свадьбы.



Каждый народ имеет свои национальные традиции, обычаи. Они касаются различных сфер жизни, особенно отличаются правила проведения церемонии бракосочетания. Удмуртская свадьба характеризуется уникальными обрядовыми действами, соблюдение которых является обязательными. Многие традиции проведения торжества у удмуртов остались в прошлом, немного видоизменились, но основные правила придерживаются и по сегодняшний день. Кроме того, свадьба – это не только набор ритуалов, она имеет особое историческое значение для молодоженов, семей и родственников новобрачных.

Свадебные традиции и обычаи на удмуртской свадьбе

Богатый культурный мир удмуртов отразился на свадебных традициях и обычаях. Особое внимание всегда уделялось срокам проведения торжества. Как правило, браки заключаются в зимний период начиная от праздника Крещения Господнего до Масленицы или осенью от Покрова и до начала Филиппова поста. Это время выбрано не просто так, ведь в эти периоды закончены полевые работы, есть свободное время для организации и проведения свадьбы.

Бракосочетание удмуртов, которое происходило осенью, считалось счастливым завершением хозяйственного года, обещало счастливую, богатую семейную жизнь новобрачным. Категорически запрещено удмуртам организовывать свадьбу в определенные дни недели – по средам, пятницам, воскресеньям, а также летом, когда все должны быть заняты крестьянскими работами.

Яркой особенностью бракосочетания у удмуртов считается большой промежуток времени, который проходит между этапами бракосочетания. Порой этот период может длиться от пары недель до нескольких месяцев. Это обусловлено сложностью подготовки к разным этапам свадьбы, которых у этого народа много. Основными стадиями считаются следующие – сватовство (ныл куран), праздник в доме жениха (ярашон), пир у невесты (сюан), переезд невесты к супругу.

Сватовство

Долгое время вопрос о замужестве удмуртской дочери и женитьбе сына решался старшими членами семьи. Сейчас будущей невесте предоставлен выбор – самостоятельно решать, давать ли согласие на вступление в брак или нет. Присматривать невесту для сына или младшего брата начинали с момента, когда ему исполнялось 17 лет, родственники стремились как можно раньше женить его, чтобы в доме появилась еще одна хозяйка. Родители девушек желали подольше подержать дочку дома, чтобы она помогала им по хозяйству, поэтому нередко невесты были старше женихов на несколько лет.

Родственники у удмуртов принимали активное участие в поиске подходящей невесты, достойной стать супругой, хозяйкой. Человек, который давал рекомендации, назывался дэмчи и, как правило, это была женщина. Присмотрев в округе девушку, отвечающую всем требованиям, сваха узнавала все о ее семье: характер родителей, их достаток. Главные критерии при выборе удмуртской невесты – это ее трудолюбие, покладистый характер, крепкое здоровье, любовь к порядку. Если родственники жениха считали такой вариант достойным для своего сына, то готовились к сватанью и планировали свадьбу.

Для обряда сватовства у удмуртов в дом невесты отправлялся отец (если его не было, то мать), дэмчи, кто-то из родственников. Стоит отметить, отец и мать не могли совместно отправляться на сватанье. По традиции, с собой нужно было иметь нюхательный табак, и если он понравится отцу невесты, то тот даст согласие на брак. По приезде первой разговор начинала дэмчи, как правило, в стихах или используя иносказательную речь.

Редко когда сватам удавалось получить положительный ответ с первого раза, поэтому услышав «нет», они «забывали» в доме невесты варежки, а через время возвращались вновь с тем же предложением. Если же родители дают согласие, невеста ставит самовар на стол и обе стороны решают вопросы о калыме, времени проведения свадьбы, приданом. Раньше удмуртская девушка не имела права перечить родителям, оспаривая их решения, сейчас, невеста может высказать свое мнение и отказаться от брака, но мало кто идет против воли родных.

После сватанья у удмуртов, обязательным этапом считался сговор, на котором присутствовали жених, невеста, их родители, родственники. Обсудив все важные моменты по поводу проведения пиров, размеры калыма, приданого, мама девушки выносила каравай и масло, а отец жениха клал несколько серебряных монет в масло – невеста считалась посватанной. После сговора удмуртская невеста могла остаться с родителями или ее забирали в дом будущего мужа.

Приготовление к свадьбе

Когда основные организационные вопросы свадьбы решены, семьи начинают готовиться к свадьбе. Прежде всего, родители, а в основном отцы будущих новобрачных ходили к родственникам, приглашая их посетить торжество. Быть приглашенным на бракосочетание считалось хорошим знаком – значит, гостя уважают. Во время подготовки, родственники жениха и невесты готовили угощения, калым, приданое, состав и размер которого предварительно обсудили на сговоре.

Пир в доме невесты (сюан)

Если после сговора девушка оставалась дома, то «свадебный поезд» отправлялся от жениха к невесте. Проводить парня приходили родственники, которые не ехали на бракосочетание, они желали удачи и давали наставления. Гости со стороны жениха называются поезжанами, из которых отец выбирал мужчину и женщину, назначавшимися старшими. Обязательно на пир приглашали с собой дэмчи.

В доме невесты тщательно готовились к приезду гостей на свадьбу: кровать застилали красивыми самоткаными одеялами, над зеркалом, окнами развешивали декоративные полотенца, готовили угощения, заблаговременно накрывая стол холодными закусками, печеными хлебобулочными изделиями. Родственники со стороны невесты приезжали в дом до прибытия свадебного поезда и помогали угощать гостей, а не выступали в роли поезжан.

Гостей со стороны жениха встречали у ворот, угощая яичными лепешками, выпивкой. Тех родственников, кто не отведал лепешку – в дом не пускали. Когда все гости зашли, представляли старшего распорядителя свадьбы, после чего хозяева дома угощали гостей. Отведав яства, начиналось пение свадебных песен, которое продолжалось до конца пира. В песнях происходило знакомство родственников жениха с невестой. Заканчивался сюан прощальными песнями, сборами невесты, вручением подарков участникам сюана.

Пир в доме жениха (ярашон)

В выбранный день «свадебный поезд» отправлялся от дома невесты к жениху. Обряд ярашон немного отличается от сюан песнями, правилами проведения, ритуалами. Поезжане отправлялись к дому парня, где их ожидало застолье, после чего они держали путь в гости к распорядителю, родственникам супруга. В каждом доме гостей угощали и учили петь песни. Жених и невеста посещали дома совместно с гостями, но вот петь им запрещалось.

Необычная традиция на свадьбе, актуальная на ярашоне – требовать у хозяев дома бочонок, наполненный медом или кумышкой. Содержимое предлагалось попробовать ложкой, после чего кадку продавали кому-то из поезжан. В заключительный день ярашона гости устраивали представление, надевали разные наряды, одежды, создавая самые замысловатые образы. Женщины нередко перевоплощались в мужчин и веселили всех присутствующих.

Перед отъездом поезжане прощаются с родственниками жениха и невестой, сочувствуя ей, что остается в чужом доме. Гости стараются довести молодую девушку до слез, ведь считается, чем больше воды она прольет сейчас, тем меньше горестей ожидает ее на дальнейшем пути в семейной жизни. На этом пир, празднование свадьбы заканчивается, но существуют еще особые послесвадебные ритуалы.

Переезд в дом жениха

После окончания сюана невеста с приданым отправляется к жениху, но чтобы отец открыл ворота и выпустил новобрачных, жених должен был заплатить выкуп (калым) за невесту. Родственники встречали молодую девушку во дворе и трижды обводили ее вокруг коня. Свекровь провожала молодую невестку в дом и садила на мягкую подушку на женской половине, расплетала косу и заплетала две, которые укладывала вокруг головы в виде прически. Надевала на голову особый платок – чалму, что свидетельствовало об окончании девичества. После этого действия молодожены отправлялись спать.

На следующий день принято рассматривать приданое невесты – на веревку во дворе развешивалось все, что она привезла с собой в сундуке. После чего молодая жена сама угощала гостей, демонстрируя свои кулинарные способности, гостеприимство, хозяйственность. Далее все отправлялись к речке, девушка бросала в нее серебряную монету, набирала полные ведра воды и несла их к дому, после чего угощала ею родственников.

Послесвадебные обряды

Особое внимание у удмуртов уделяется обрядам и традициям после свадьбы.

Спустя неделю после ярашона родители невесты и несколько родственников могут приехать навестить молодоженов и посмотреть, как они живут.
Молодая жена первый раз после свадьбы может навестить отца и маму в родительском доме только вместе с мужем и свекровью.
Родственники жениха приглашают молодую семью по очереди в гости, чтобы невеста смогла познакомиться со всеми.
В первую осень после свадьбы родственники мужа вместе с женихом и невестой отправлялись забрать обещанную в приданое скотину. Это заключительный этап, после которого завершался цикл свадебных обрядов.

  • 23.07.2016
Возврат к списку

Яндекс.Метрика