Преображе́ние Госпо́дне — описанное в Евангелиях таинственное преображение, явление Божественного величия и славы Иисуса Христа перед тремя ближайшими учениками во время молитвы на горе; праздник христианской церкви (Преображение Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, в русской народной традиции называется также Яблочный Спас или Второй Спас). Об этом событии сообщают все евангелисты, кроме Иоанна.
Празднуется Православной церковью 6 (19) августа по юлианскому или же 19 августа по григорианскому календарю (в поместных церквах, перешедших на новоюлианский календарь). В Католической церкви празднуется 6 августа (в случае если 6 августа выпадает на будний день, то празднование может быть перенесено на следующее воскресенье). В Армянской апостольской церкви праздник является переходящим от 28 июня до 1 августа.
Богословское толкование
Преображение есть явление Сына, при котором Отец свидетельствует гласом из светлого облака Святого Духа, то есть откровение всех Лиц Святой Троицы. Преображение показывает, что в Иисусе Христе соединены два естества — божественное и человеческое. Во время Преображения божественная природа Христа не менялась, но была лишь явлена в Его человеческой природе. По словам Иоанна Златоуста, оно произошло, «дабы показать нам будущее преображение естества нашего и будущее Своё пришествие на облаках во славе с ангелами».
Символичным является и явление Моисея и Илии. По выражению Иоанна Златоуста, «один умерший и другой, ещё не испытавший смерти», предстали для того, чтобы показать, что «Христос имеет власть над жизнью и смертью, владычествует над небом и землёй».
Ряд богословов (Косма Маюмский, Иустин Попович) считают, что при Преображении было преображено и всё человеческое естество, так как Бог стал человеком и «преобразил» Божий образ каждого человека, удаляя с него «осадок» первородного греха: «Невыразимо явив на Фаворе неприступный свет, Владыка Христос наполнил тварь радостью и обожил человеков».
Гора Преображения
Согласно церковному Преданию, Преображение Иисуса Христа произошло на горе Фавор. Однако большинство современных богословов считают горой Преображения не Фавор, а один из отрогов горы Ермон.
До IV века в дошедших до нас древнехристианских источниках гора Преображения не называется. В IV веке, после утверждения христианства государственной религией Римской империи, началось паломничество в Израиль. В том числе паломничество совершила и Елена, мать римского императора Константина. По её указанию на горе Фавор был построен монастырь. С этого времени гора Фавор и вошла в Предание как гора Преображения.
В современном богословии в пользу горы Ермон, как горы Преображения, выдвигаются следующие аргументы:
- Во-первых, гора Фавор — не слишком высокая (588 метров над уровнем моря) и во времена Иисуса её окрестности были густо населены. А на вершине её располагалась мощная римская крепость и большой замок. Поэтому она не была подходящим местом для молитвенного уединения.
- Во-вторых, хронология предшествующих событий говорит, что Иисус с учениками двигался на север к Ермону, а не на юг, к Фавору. Кроме того, как известно, Преображение было кульминационным моментом в земном служении Иисуса Христа. Именно с горы Преображения началось Его восхождение на Голгофу. Логично предположить, что путь на Голгофу (на юг) начинался с самой северной точки Израиля (горы Ермон). Наконец, в Евангелии от Марка сообщается, что после Преображения Иисус с учениками проходили Галилею, что также говорит в пользу горы Ермон, а не Фавор.
- В-третьих, ещё один косвенный аргумент: упоминается, что в момент Преображения одежды Христа сделались «блистающими, весьма белыми, как снег». Упоминание снега в качестве сравнения может быть случайностью. Однако в случае с горой Ермон (вершина которой в зимнее время, два-три месяца в году покрыта снегом) снег мог быть перед глазами учеников Иисуса в том случае, если Преображение было зимой, а в случае с Фавором — нет.
Праздник Преображения
Праздник местно отмечался в Палестине с IV века, со времени, когда императрица Елена построила на горе Фавор храм в честь Преображения. На Востоке свидетельства о празднике относятся к V веку. Праздничные Слова о Преображении есть у Ефрема Сирина, Иоанна Златоустого (три Слова), Кирилла Александрийского и других.
Согласно евангельскому тексту, это событие произошло в феврале, за 40 дней до Пасхи, но Православная церковь перенесла празднование на 6 августа (19 августа) для того, чтобы оно не приходилось на дни Великого поста. При этом на 40-й день после Преображения всегда празднуется Воздвижение Креста Господня.
На Западе праздник Преображения встречается в некоторых древних мартирологах и издревле торжественно совершался в некоторых церквах, например, во Франции в Туре, в Испании при архиепископе Толедском святом Ильдефонсо в VII веке. Однако в Римско-католической церкви он установлен для всеобщего почитания папой Каликстом III в 1456 году в ознаменование победы христианского войска венгерского регента Яноша Хуньяди над турками под Белградом.
Принадлежит к числу двунадесятых великих праздников. В праздник совершается литургия, читаются паримии, а также поётся канон, в котором подчёркивается величие Преображения. Цвет богослужебных одежд в этот праздник — белый, символизирующий в этот день божественный нетварный фаворский свет. Праздник приходится на Успенский пост.
Праздник имеет 1 день предпразднства и 7 дней попразднства. Отдание совершается 13 августа (26 августа).
В народной традиции восточных славян Преображение называется Вторым Спасом или Яблочным Спасом. Народное название праздник приобрёл по причине того, что, согласно Типикону (послед. 6 августа), в этот день освящается виноград нового урожая и другие плоды, а там, где его нет, — яблоки, после чего их разрешалось употреблять в пищу. Освящение плодов проводится в конце праздничной литургии и является выражением дара Богу от благословлённой Им природы.
- 28.07.2016