1111
25 декабря 2024 года - Аронсон Наум Львович : 152 года со дня рождения
25 декабря 1872 / 6 января 1873 (Креславка, Витебская губ., ныне Краслава, Латвия) – 30 сентября 1943 (Нью-Йорк) Вырос в хасидской семье, начальное образование получил в хедере. В 1889–1891 учился в Виленской рисовальной школе. По окончании школы уехал в Париж. Учился в Национальной школе декоративных искусств и в академии Ф. Коларосси. На жизнь зарабатывал Работал каменотесом в скульптурных мастерских. В 1898 стал членом салона Национального общества изящных искусств, выставлялся в других салонах Парижа, в берлинском Сецессионе и галереях Лондона. В 1900 получил 2-ю золотую медаль на парижской Всемирной выставке, в 1905 – золотую медаль на Международной выставке в Льеже. В 1900–1910-е создал скульптурные портреты В. А. Моцарта, Р. Вагнера, Г. Берлиоза, Ф. Шопена, Данте, К. Маркса, С. Боливара, памятник-бюст Л. Бетховену (бронза, 1906; установлен в Бонне, на родине композитора); скульптурные фонтаны в Париже, Берлине и Гедесбурге (близ Бонна); работал над Триумфальной аркой в память англо-бурской войны для Иоганнесбурга; исполнил символические и жанровые скульптуры: «Скорбь», «Заря», «Задумчивость», «Аврора», «Мыслитель», «Горе», «Мальчик-забияка», «Пролетарий», «Офелия», «Колыбель любви». Многие работы посвящены еврейской теме: фигуры «Моисей», «Пророк», «Вечный жид», «Погром», группа «Бар-Мицва», скульптура «Киддушха-Шем» – в память жертв кишиневского погрома. Участвовал в работе Объединения русско-еврейской интеллигенции в Париже. В 1909 под влиянием нападок черносотенной прессы был, как иудей, выслан из Петербурга, куда приехал для работы над конкурсным проектом памятника Александру ΙΙ. Позднее Высочайшим повелением ему было разрешено проживать в России повсеместно, однако от участия в конкурсах он отказался. В 1920-е сочувственно относился к Советской России. Участвовал в 1-й выставке скульптуры в Петрограде (1922) и 1-й выставке Общества художников им. И. Е. Репина (1927). В 1925–1926 исполнил в мраморе бюст В. И. Ленина и привез работу в СССР. Сотрудничал в левых парижских изданиях «L’Humanité» и «Le Monde». Участвовал в Выставке русского искусства в галерее d’Alignan (1931). В 1920–1930-е был тесно связан с еврейскими организациями в Париже. Экспонировал работы на Выставке еврейских художников и скульпторов (1924). Участвовал в благотворительных акциях (Палестинский бал, 1932), председательствовал на общественных собраниях (вечер памяти И.-Б. Рыбака, 1935), возглавлял Союз литовских евреев (с 1931), входил в Комитет по созданию в Париже постоянно действующего Еврейского авангардного театра «Пиат» (1938), читал лекцию об истоках еврейского искусства в Еврейском народном университете (1939). Исполнил памятник на могиле еврейского писателя и драматурга С. С. Юшкевича на кладбище Банье в Париже (1928). В 1940 выехал из оккупированной Франции в Португалию, избежав участи родных, погибших в варшавском гетто. С 1941 жил в США. В 1988 на доме в Краславе, где родился скульптор, была установлена мемориальная доска.
Дата события: 25.12.1872