Мусульмане Москвы. Татарская слобода и окрестности: ч. 2 Овчинники и Большая Татарская

 Москва сохраняет статус не только многонационального (более 160 наций и народностей), но и этноконфессионального города. В столице зарегистрировано более 1000 религиозных организаций, десятки религиозно-общественных и культурно-религиозных организаций. Сейчас в Москве активно работают многочисленные национально-культурные объединения, занимающиеся изучением родного языка, проведением национальных праздников, возрождением народных промыслов, фестивалей искусств и фольклорных вечеров.

Мусульмане Москвы. Татарская слобода и окрестности: ч. 2 Овчинники и Большая Татарская

Мусульмане Москвы. Татарская слобода и окрестности: ч. 2 Овчинники и Большая Татарская


Третья из серии экскурсий «Мусульмане Москвы» проходит по восточной части Замоскворечья и включает основную территорию московской Татарской слободы и прилегающие районы. Напомним вновь, что связи Руси с мусульманским миром стали складываться с древности. А после монгольского нашествия XIII в. за столетия ордынского ига мусульманское население города все ощутимее росло. Большинство его составили выходцы из земель Золотой Орды. Со временем их стали собирательно называть «татарами», хотя тогдашние татары были лишь очень далекими и вовсе не единственными предками современных татар.

Со временем москвичи-мусульмане (прежде всего татары) стали селиться преимущественно в Замоскворечье, а также вблизи Мясницкой, Трубной и др.

Память об Орде, ее уроженцах и их потомках хранит топонимика Замоскворечья — и это, кроме Ордынки, прежде всего Большая Татарская улица, Большой и Малый Татарские переулки. По соседству с ними некогда размещалась слобода Толмачи, которую населяли переводчики, необходимые в контактах с Ордой. О первоначальной слободе Толмачей напоминает название Старый Толмачевский пер., а потом она была перенесена за Ордынку — и там появились Большой и Малый Толмачевские переулки. В давние времена через восточное Замоскворечье шла дорога в Коломну. Позднее, со строительством Земляного города по линии сегодняшнего Садового кольца, стали все большую роль играть улицы, которые располагались западнее и вели к трем воротам его южного участка — Якиманка, Полянка и Ордынка.

В XIX в. историческом районе Татарской слободы по специальному разрешению властей, в награду за героизм воинов-мусульман в войне с Наполеоном, была построена первая московская мечеть на Большой Татарской ул. — так называемая «Историческая». Ныне их в Москве уже несколько — недавно перестроенная и ставшая самой большой в Европе Соборная мечеть, мемориальная мечеть на Поклонной горе в память героев-мусульман, павших в годы Великой Отечественной, а также две мечети в комплексе традиционных религий в Отрадном.

Рядом с Исторической мечетью находится знаменитый «дом Асадуллаева», построенный на средства бакинского нефтепромышленника, мецената Ш. М. Асадуллаева и ставший культурно-образовательным центром московских мусульман. Он включал школу, типографию, библиотеку, приют, а позднее, уже в советское время, — клуб, театр, детский сад. С 2003 г. здание занимает Татарский культурный центр.

С самого начала татарское население Замоскворечья соседствовало с русским. К примеру, вплотную к Татарской слободе примыкала слобода Овчинники, населенная скорняками, с чудом сохранившимся до наших дней уникальным храмом Михаила Архангела, «что в Овчинниках», и другими памятниками русской культуры. Купцы разных национальностей населяли одну из главных торговых улиц Москвы и Замоскворечья — Пятницкую.

Тем самым здесь накапливался опыт совместного проживания людей разной национальной и религиозной принадлежности. Со временем границы расселения татар размывались, и они стали жить просто бок о бок с русскими. Так что повседневная жизнь Замоскворечья, блистательно изображенная в пьесах А. Н. Островского, который здесь и родился, протекала в постоянном взаимодействии разноэтничных жителей этих мест.

Поэтому понятно, что во время экскурсии ни в коем случае нельзя пропустить и многочисленные памятники русской истории и русской культуры, являвшиеся и поныне являющиеся неотъемлемой частью культурной среды Замоскворечья.

Татарская слобода и соседние районы Замоскворечья были местом постоянных контактов московских мусульман с русским населением столицы. Эти контакты создавали прочную основу последующих добрососедских отношений москвичей разных национальностей и вероисповеданий. Свой бесценный человеческий вклад в такие отношения внесли их участники — и русские, и татары, и православные, и мусульмане, и все другие народы, составившие богатейшую палитру разноцветной многонациональной Москвы.

Возврат к списку

Яндекс.Метрика