Экскурсия посвящена Китай-городу – ныне административному, культурному и деловому центру Москвы. Мы в очередной раз побываем в самом сердце столицы, рядом с древним Кремлем, и увидим, что его жители с самого начала отличались этническим многообразием. Китай-город – «московский Сити», коммерческий центр города, а торговые связи простирались далеко на юг, на восток и на запад. И посланцы дальних и соседних стран прибывали в русскую столицу и подолгу жили в ней. Здесь можно было встретить и послов от европейских и восточных государей, и купцов из Европы и с Востока.
В Китай-городе, на Ильинке помещался Посольский двор, принимавший официальных послов иностранных правителей. Здесь располагались торговые дворы для купцов из Литвы, Польши, Англии. В усадьбах знатных жителей Китай-города останавливались с конца XV в. негоцианты из Турции. Тут жили уроженцы Греции, которым был передан Николаевский монастырь, давший имя Никольской улице. Рядом с ним построили Греческий гостиный двор для купцов. А неподалеку стоял Монетный двор, чеканивший московскую монету.
Никольская улица – улица просвещения. В Заиконоспасском монастыре располагалась Славяно-греко-латинская академия – первое российское высшее учебное заведение, основанное по инициативе белоруса, писателя и поэта Симеона Полоцкого после перевода сюда из соседнего Богоявленского монастыря школы просветителей-греков, братьев Иоанникия и Софрония Лихудов. Академия дала России великого ученого М.В. Ломоносова, дипломата и поэта А.Д. Кантемира, основателя первого русского театра Ф.Г. Волкова, архитектора В.И. Баженова, создателя русского фарфора Д.И. Виноградова и многих других.
А у начала Никольской, на Красной площади, на месте нынешнего Исторического музея, находилось первое здание основанного М.В. Ломоносовым и И.И. Шуваловым Московского университета. Приходским храмом университета стал соседний Казанский собор – памятник освобождению Москвы ополчением К. Минина и Д.М. Пожарского в 1612 г., построенный на средства самого князя Пожарского. Ровно через два столетия в собор пришел за благословением на борьбу с Наполеоном М.И. Кутузов, так что это и первый в Москве памятник Отечественной войны 1812 года.
Судьба Казанского собора была в ХХ веке трагической. В конце 1920-х гг. известный архитектор-реставратор П.Д. Барановский восстановил первоначальный вид собора, но, несмотря на это, вскоре его снесли. Уже в наше время, в конце столетия, собор вновь поднялся на площади – помогли детальные обмеры и чертежи Барановского.
Никольская улица – улица культуры. Здесь, на Никольской, Иван Федоров выпустил первую русскую печатную книгу, об этом напоминает памятник первопечатнику по соседству, в Театральном проезде. Затем И. Федоров вынужден был покинуть Россию и продолжал свою деятельность во Львове. Печатный двор позднее преобразовали в одну из крупнейших в России Синодальную типографию, нарядное здание которой мы можем видеть и сегодня. А богатейшая коллекция самого крупного в стране Исторического музея иллюстрирует самые разные стороны жизни многонациональной России на протяжении веков.
Многоэтничным население Китай-города оставалось всегда, в том числе и в XIX в., когда на его улицах выросли здания банков, торговых домов, страховых компаний. К примеру, в начале Большого Черкасского переулка находились дома купца-грека А.Г. Хаджи-Консты. А Зарядье тогда стало одним из районов, где жили московские евреи. Маршрут позволяет увидеть памятные места, связанные с жителями района разных национальностей.
Для Китай-города с давних пор была характерна многоэтничность. В нем останавливались, временно или постоянно проживали представители разных народов. Это было совершенно естественно, поскольку здесь многие столетия располагался деловой центр российской столицы. Китай-город также был важнейшим центром просвещения и культуры, и свой вклад в них внесли москвичи многих национальностей.