Пречистенка, Остоженка: храмы уцелевшие, погибшие, возрожденные

 Москва сохраняет статус не только многонационального (более 160 наций и народностей), но и этноконфессионального города. В столице зарегистрировано более 1000 религиозных организаций, десятки религиозно-общественных и культурно-религиозных организаций. Сейчас в Москве активно работают многочисленные национально-культурные объединения, занимающиеся изучением родного языка, проведением национальных праздников, возрождением народных промыслов, фестивалей искусств и фольклорных вечеров.

Пречистенка, Остоженка: храмы уцелевшие, погибшие, возрожденные

Пречистенка, Остоженка: храмы уцелевшие, погибшие, возрожденные


Маршрут экскурсии начинается у станции метро «Кропоткинская» с рассказа о старинных московских районах Чертолье и Остожье, белокаменной стене и стоявшей тут уникальной Семиверхой башне Белого города. Если название Остоженка происходит от местности с покосами и стогами сена у Москва-реки, название Чертолье – от протекавшего здесь ручья Черторый, о котором поныне напоминает рельеф Гоголевского бульвара, то Пречистенка была дорогой мимо Стародевичьего – Зачатьевского монастыря в Новодевичий монастырь к Пречистой Смоленской иконе Божией Матери.

Здесь располагается одна из главных московских святынь – Храм Христа Спасителя (Рождества Христова), ставший памятником победе России над Наполеоном. Экскурсанты узнают об истории его строительства, связанных с ним легендах, о сносе храма в 1931 г. для строительства советской «Вавилонской башни» – Дворца Советов и о плескавшемся на его месте бассейне «Москва». Возрождение храма в конце ХХ в., в точном соответствии с проектом, стало символом новой, возрожденной России.

Не обойтись без рассказа о стоявших на его месте Алексеевском монастыре и храме Всех Святых, а также о находившихся по соседству и снесенных в ХХ веке храмах Похвалы Пресвятой Богородицы, Ржевской иконы Божией Матери и Сошествия Святого Духа (о расположении последней говорит памятная табличка на стене вестибюля станции метро).

Отсюда маршрут идет по Пречистенке и направо в Чертольский (прежде Царицынский) переулок, где находился снесенный храм Спаса Нерукотворного на Божедомке, а затем, после поворота налево в Гагаринский переулок, рассказывается о располагавшейся здесь московской Старой Конюшенной слободе. О ней напоминают названия храмов – снесенного храма Иоанна Предтечи и уцелевшего храма Власия в Старой Конюшенной слободе.

Пройдя по Гагаринскому и повернув налево в Большой Власьевский переулок, можно увидеть самый маленький квартал столицы – это окруженный со всех сторон переулками стоящий поныне храм Успения Богородицы на Могильцах. Совсем недавно завершилась его многолетняя реставрация.

От нарядного храма Успения экскурсия проходит по Большому Левшинскому переулку к месту погибшего в ХХ в. храма Покрова Богородицы в Левшине. Около него начинается рассказ о стрелецких слободах Левшино и Зубово. А к Зубовской слободе проходим налево по Малому Левшинскому переулку, который приводит опять на Пречистенку.

Вправо от переулка стоял храм Троицы Живоначальной в Зубове, отсюда же можно увидеть место также погибшего храма Знамения Богородицы в Зубове на Зубовской площади.

Соседний Кропоткинский переулок выводит на Остоженку, и прямо перед нами оказывается Турчанинов переулок со стоящим и сегодня старообрядческим православным храмом Покрова Богородицы. Следует краткий рассказ об истории старообрядчества в России и о строительстве старообрядческих храмов после императорского указа 17 апреля 1905 г. «Об укреплении начал веротерпимости», снявшего многолетний запрет на служение в храмах старой веры.

Двигаясь налево по Остоженке, можно увидеть, где находились снесенные храмы Успения Богородицы на Остоженке и дальше Воскресения Словущего (иначе – храм Воскресения Нового). А прямо за местом Воскресения Нового открывается вид на Зачатьевский монастырь, от которого уцелели храмы Спаса Нерукотворного и Сошествия Святого Духа, а главный собор Рождества Богородицы возведен недавно на месте снесенного, но никак не повторяет его архитектурных форм. На площади перед монастырем тогда же появился памятник Святителю Алексию, Митрополиту Московскому – его основателю.

Вернувшись обратно на Остоженку, экскурсионная группа поворачивает направо, проходит мимо Пожарского переулка, на углу которого стоял разобранный после пожара 1812 г. храм Воскресения Старого, и по 2-му Обыденскому переулку направляется к известному московскому храму Илии Пророка Обыденного, службы в котором не прекращались даже в годы самых жестоких гонений на верующих в минувшем столетии.

В ходе экскурсии во время осмотра сохранившихся храмов идет рассказ об архитектурных стилях, устройстве православного храма и структуре иконостаса, хранящихся в храмах чтимых иконах. Завершается маршрут, описав круг, у той же станции метро «Кропоткинская».

Возврат к списку

Яндекс.Метрика