Москва сохраняет статус не только многонационального (более 160 наций и народностей), но и этноконфессионального города. В столице зарегистрировано более 1000 религиозных организаций, десятки религиозно-общественных и культурно-религиозных организаций. Сейчас в Москве активно работают многочисленные национально-культурные объединения, занимающиеся изучением родного языка, проведением национальных праздников, возрождением народных промыслов, фестивалей искусств и фольклорных вечеров.
Экскурсия знакомит с одним из старейших районов проживания армян в Москве — Армянским переулком. История отношений Руси с армянами уходит в древние времена, когда армяне активно участвовали в торговле русских земель с Востоком по Волжскому пути. Со временем они поселяются и в Москве, где летописи их впервые зафиксировали в XIV веке.
Символ русско-армянских связей находится прямо в центре Москвы, на Красной площади. Здесь при Иване Грозном в честь взятия русским войском Казани в 1552 году возведен шедевр русского средневекового зодчества — Покровский собор, получивший в народе прозвание собора Василия Блаженного. Его композиция включает, кроме главного шатрового храма Покрова (в день празднования Покрова Казань пала), еще 8 храмов вокруг главного, освященных в честь праздников, пришедшихся на другие события казанского похода. И один из них — праздник святого Григория Армянского (30 сентября) в честь одинаково почитавшегося и армянской, и русской православной, и католической церквями просветителя Армении (кратко рассказывается об отличиях христианских Православной и Армянской Апостольской церквей).
Много веков спустя тоже в центре Москвы, у Никитских ворот, возведен небольшой трогательный памятник «Благословенна в веках дружба народов России и Армении».
Вначале армяне селились на Пресне, куда в свите грузинского царя Вахтанга VI приехали не только грузины, но и много армян. Здесь появилась первая небольшая армянская церковь Успения. Главным армянским храмом в XVIII в. стала Крестовоздвиженская церковь в Армянском переулке, затем возведена Воскресенская церковь на Армянском кладбище. Кроме последней, другим не суждено было уцелеть до наших дней, и только совсем недавно в Москве возведен масштабный армянский храмовый комплекс с собором Преображения Господня.
Район Армянского переулка стал чем-то вроде армянской столицы России. Издавна аристократический район столицы (о чем напоминают сохранившиеся каменные палаты Милославских, Протопоповых и др.) постепенно населился знатными армянскими семьями, среди которых выделялись Лазаревы (Лазарьяны). Именно их стараниями возведена церковь Святого Креста, знаменитый Каспаровский приют для бедных и, конечно, прославленный Лазаревский институт восточных языков, стоявший среди учебных заведений в одном ряду с Московским университетом. Типография института была одним из важнейших армянских просветительских центров России.
А рядом с институтом продолжалась московская жизнь — высился красивейший храм Николая Чудотворца в Столпах (к несчастью, погибший в советское время), жили князья Гагарины, потом продавшие свой дом семье поэта Тютчева, который провел тут детские и юношеские годы. Неподалеку проживали знаменитые журналисты и издатели популярнейшей газеты «Московские ведомости» М. Н. Катков и П. М. Леонтьев (основавшие также в Москве частный лицей с бесплатным отделением для детей из народа), философ Н. А. Бердяев и др.
Во время экскурсии можно будет узнать:
-что овдовевший царь Алексей Михайлович познакомился со своей будущей второй женой Н. К. Нарышкиной, ставшей матерью Петра Великого, как раз здесь, в доме А. С. Матвеева
ч-то тут соседствовали смертельные враги: бояре Милославские и Матвеевы, соперничавшие за влияние при дворе в юные годы царя Петра Великого, а погибший в этой борьбе один из просвещеннейших людей России Артамон Матвеев был погребен здесь же, у храма Николы в Столпах — что Лазаревский институт содержали несколько поколений Лазаревых (и потом Абамелек-Лазаревых)
-что родители Ф. И. Тютчева, когда дети выросли, переехали в дом поменьше совсем неподалеку от гагаринского
-что район уцелел в пожаре 1812 г. благодаря находчивости жителей-армян
-что в Армянском переулке существовало несколько благотворительных учреждений на средства не только Лазаревых, но и других богатых армянских и русских семей
-что в комплекс зданий вокруг армянской церкви постепенно вошли многие окрестные дома, в том числе дошедшие до нас живописные каменные палаты XVII в. в Архангельском переулке и палаты Протопоповых
-что только в этой церкви, несмотря на запрет церковных властей, в 1910 г. прошла панихида по скончавшемуся Л. Н. Толстому
-что одно из зданий Лазаревского института (Типографский корпус) сохранило в себе великолепные палаты Милославских
-что один из здешних домов и его обитатели описаны в романе И. Ильфа и Е. Петрова «Двенадцать стульев»