Москва сохраняет статус не только многонационального (более 160 наций и народностей), но и этноконфессионального города. В столице зарегистрировано более 1000 религиозных организаций, десятки религиозно-общественных и культурно-религиозных организаций. Сейчас в Москве активно работают многочисленные национально-культурные объединения, занимающиеся изучением родного языка, проведением национальных праздников, возрождением народных промыслов, фестивалей искусств и фольклорных вечеров.
Экскурсия «Итальянцы в Москве» начинается от созданных ими стен Кремля, проходит по Александровскому саду и дальше мимо многих памятных сооружений Москвы, возведенных итальянцами в разное время.
Первые итальянцы появляются на Руси издавна – Антоний Римлянин в Новгороде (конец XI – начало XII в.), Плано Карпини в Киеве (XIII в.), Амброджо Контарини в Москве (XV в.). В конце XV в. начинают снаряжаться русские посольства в Италию. С одним из них в Москву из Италии приехала будущая супруга великого князя Ивана III Софья Палеолог.
Тогда же в Москву для строительства новых крепостных стен и храмов Кремля прибывают итальянские архитекторы и строители. Аристотель Фиораванти строит Успенский собор, Алевиз Новый – Архангельский собор, Марко Руффо и Пьетро Антонио Солари – Грановитую палату, Марко Руффо, Антон Фрязин, Пьетро Антонио Солари и др. – кремлевские стены. Через 20 лет итальянец Петрок Малой возвел стены Китай-города.
Кроме Архангельского собора, итальянец Алевиз Новый оставил Москве еще около десятка храмов, большинство которых много раз перестраивалось или было впоследствии снесено. Среди них храмы Введения на Лубянке, Иоанна Предтечи под Бором, Варвары Великомученицы на Варварке, Владимира в Старых Садах, Благовещения в Воронцове, собор Алексеевского монастыря.
Великолепным памятником архитектуры эпохи Возрождения стал возведенный им собор Высоко-Петровского монастыря, послуживший много позже, в XVII в., образцом для храмов эпохи нарышкинского барокко.
В петровское и послепетровское время Москву опять украсили постройки архитекторов-итальянцев – Лефортовский дворец Дж.М. Фонтана, театр в Останкино и дом Лобанова-Ростовского Ф. Кампорези, Шереметевский странноприимный дом и Старый Гостиный двор Дж. Кваренги, а также ряд не дошедших до нас зданий работы В. Растрелли-младшего.
Не забудем, что новую столицу – Санкт-Петербург создавали в первую очередь итальянские архитекторы и скульпторы – Д. Трезини, отец и сын Растрелли, А. Ринальди, В. Бренна, Дж. Кваренги, Л. Руска, К. Росси, братья Трискони. Многие сооружения там и в других городах украшала живопись П.А. Ротари, П. Гонзаго.
После пожара 1812 г. Москву фактически заново воссоздал итальянец О.И. Бове. Ему принадлежат важнейшие градообразующие постройки и ансамбли столицы того времени. Одним из таких ансамблей стал Александровский сад у стен Кремля вместе с соседним Манежем. Бове восстанавливал многие выдающиеся здания допожарной Москвы – усадьбу С.В. Гагарина (ставшую Ново-Екатерининской больницей), храм Иконы Божией Матери «Всех скорбящих радость» и др., создал новые блестящие постройки – Триумфальную арку, ансамбль Театральной площади с Большим театром, Градскую больницу, Троицкий собор Данилова монастыря. В возрождении Москвы участвовали и многие другие архитекторы, включая итальянца Д.И. Жилярди (воссоздание казаковского здания Московского университета, дом Лунина, усадьба «Высокие горы» и др.).
Ансамбль Театральной площади создавался О.И. Бове как памятник победе над Наполеоном. В центре, на месте сгоревшего Петровского театра, зодчий возвел здание Большого театра (открыт в 1825 г.). Но оно также сгорело в 1853 г. и восстанавливалось еще одним итальянцем – А.К. Кавосом, а вновь открылось в 1856 г. Уместно сказать здесь, что в развитии русского оперного и балетного искусства огромную роль в XIX в. сыграли подолгу работавшие на русских сценах итальянские певцы и балетные артисты. Из них в Москве выступали дирижеры И. Альтани, Дж. Труффи, пианист Ф. Бузони, певец У. Мазетти. Московские балетоманы специально ездили в Петербург смотреть незабываемые выступления Марии Тальони, Карлотты Брианца, Пьерины Леньяни. Отметим также созданный в Петербурге в 1867 г. цирк Г. Чинизелли.
Маршрут пролегает далее по Петровке до Кузнецкого моста, где целый ряд магазинов в разное время принадлежал итальянцам – в примеру, художественные магазины И.Х. Дациаро и Б. Аванцио, пассаж немца с итальянским корнями Ф.К. Сан-Галли.
Последний зодчий Возрождения — такое почетное прозвание часто присваивают одному из известных архитекторов ХХ в. – И.В. Жолтовскому. В своем творчестве он активно использовал ренессансные мотивы. Считается, что с ним во многом связан переход советской архитектурной школы от конструктивизма к советскому монументальному классицизму, в котором также имелись интересные архитектурные находки. В начале маршрута, на Моховой, можно видеть жилой дом, построенный архитектором И.В. Жолтовским в 1934 г. с использованием многих стилевых элементов итальянского зодчества. В том же стиле зодчий создал еще несколько московских зданий, среди которых сходный с построенным А. Палладио Палаццо Тьене в Виченце особняк Г.А. Тарасова на Спиридоновке, дом на Смоленской, Строгановское училище. Он продолжил поиски зодчих второй половины ХIХ в. – когда, к примеру, формы флорентийского собора Санта-Мария-дель-Фьоре архитектор М.Д. Быковский повторил в соборе Ивановского монастыря. Любопытно, что ставшие типовыми московские кинотеатры советского времени – такие, как «Победа», «Буревестник», «Слава» — построены Жолтовским по образцу знаменитых вилл А. Палладио в Италии.
Москва XVI, XVIII, XIX веков строилась в первую очередь архитекторами-итальянцами. Их произведения мы видим поныне и гордимся ими.