Этнический состав Санкт-Петербурга


Осетины

Осетины


Общие сведения

Осетины (ирон) — народ Российской Федерации. Язык входит в иранскую группу индоевропейской семьи языков. Верующие в основном христиане православные, есть мусульмане-сунниты. Осетины стали селиться в Санкт-Петербурге с середины XVIII века. Здесь получили образование писатель, поэт и художник К. Хетагуров, художник М. Туганов, этнограф И. Кануков, поэт А. Галуев, ученый В. Абаев; в Ленинграде учились балерина С. Адырхаева, композитор И. Габараев, скульптор А. Джанаев. Сейчас в Петербурге проживает более трех тысяч осетин. Работают культурно-просветительское общество «Осетия»,социально-культурный фонд «Алания». На городских торжествах осетинский народ представляет вокально-хореографический ансамбль «Иристон». У храма Успения Пресвятой Богородицы на Малоохтинском проспекте установлен памятник «Детям Беслана». Имя знаменитого полярника Ильи Гатиева увековечено на памятной стене у Института Арктики и Антарктики. На Пискаревском мемориальном кладбищепохоронены осетины, оборонявшие Ленинград в годы Великой Отечественной войны.

 

Описание

Осетины Петербурга, Осетины в Петербурге,Осетинский Петербург, Осетинские традиции Петербурга, Осетинские праздники Петербурга, Осетинская кухня Петербурга,

Исторические данные

По свидетельствам археологии и древних авторов, в прошлом ираноязычные кочевники занимали значительные территории от Дуная и Восточной Прибалтики примерно до Урала, их страна называлась Скифией по названию господствующего народа — скифов. Позднее главенствующую роль в Скифии заняли сарматы или савроматы. Во II веке до нашей эры в своих трудах по географии, Птолемей называет эту территорию Сарматией. Сарматы, как искифы, были не единым народом, а группой родственных племен.
Гранича с хазарами, аланы являлись серьёзной военной и политической угрозой для каганата. Византия неоднократно разыгрывала «аланскую карту» в своих постоянных имперских амбициях по отношению к Хазарии. Используя географическое расположение единоверцев-алан, навязывала хазарам свои политические планы.
Позднее, хазары были разгромлены Древнерусским государством и окончательно добиты половцами. К началу XIII в. аланы находились с половцами в союзе. В 1222 г. на Северный Кавказ вторглись монголы. Аланы в союзе с половцами сразились с монголами, но ни одна сторона не одержала верха над другою.
На курултае 1235 г. в столице Монгольской империи Каракоруме было принято решение о новом, грандиозном походе на Русь и Кавказ. Во главе этого вторжения на запад был поставлен Бату (Батый, в некоторых источниках Саин-хан) — сын Джучи и внук умершего Чингисхана.
В 1237 году, одновременно с Русью, татаро-монголы обрушились на Северо-Западный Кавказ. Осенью 1238 г. началось завоевание Алании. Алания, переживав­шая период политической децентрализации и раздробленности, не могла объединить все свои силы перед лицом надвигающейся опасности и ока­зать организованное сопротивление. 
Произошедшее в январе 1239 г. падение Магаса — наиболее значительного и укреплённого го­рода Алании для алан было тяжёлым ударом, окончательно решившим исход борьбы в пользу завоевателей.
В результате кампании 1238—1239 гг. значительная часть равнинной Алании оказалась захваченной татаро-монголами, сама Алания как полити­ческое образование перестала существовать. Это была крупнейшая для средневекового Северного Кавказа катастрофа, резко изменившая соотношение политических сил в регионе, перекроившая всю его жизнь и поло­жившая начало новой исторической эпохе позднего Средневековья.
В 1346—1350 гг. на территории Золотой Орды (и на Северном Кав­казе) разразилась эпидемия чумы, унёсшая тысячи человеческих жизней, а с 1356 г. в. Орде начались феодальные смуты и междоусобицы, положившие начало её упадку. Это предрешило судьбу золотоордынского государства перед лицом новой грозной опасности, выросшей на востоке в лице среднеазиатского эмираТамерлана (Тимура).
Затем Тимур вторгся на территорию современной Северной Осетии. Это вторжение зафиксировано в осетинском фольклоре, в дигорской исторической песне «Задалеская Нана» (осет. Задалеская мать): «Кровавый дождь, кровавый дождь над Тапан-Дигорией, над Тапан-Дигорией. От волков Ахсак-Тимура с железными пастями почернели их зелёные поля», — говорится в этой песне. В представлении дигорцев Тамерлан трансформировался в существо со сверхъестественными чертами, поднявшееся на небо и ставшее Полярной звездой. По другим преданиям, Тимур связывается с концом света.

Известные представители

Коста Леванович Хетагуров осет. Хетæгкаты Леуаны фырт Къоста; 3 [15] октября 1859, Нар — 19 марта [1 апреля] 1906, Георгиевско-Осетинское — осетинский поэт, драматург, публицист, живописец. Основоположник осетинской литературы.
Ина́л Дударович Ка́нуков (осет. Хъаныхъуаты Дудары фырт Инал; селение Кануковых (ныне Гизель) 1850 или 1851 год — 1899) — осетинский писатель, просветитель, этнограф, стоявший у истоков передовой общественной мысли Северной Осетии. Автор многих известных произведений, среди которых очерки «В осетинском ауле», «Горцы-переселенцы», «Кровный стол»; рассказы «Две смерти», «Воровство — месть», публицистические статьи.Васи́лий Ива́нович Аба́ев (осет. Абайты Васо 2 (15) декабря 1900, селение Коби Тифлисской губернии, ныне Грузия — 12 марта 2001, Москва) — выдающийся советский и российский учёный-филолог, языковед-иранист, краевед и этимолог, педагог, профессор.

Сейчас в Петербурге проживает более трех тысяч осетин.

НКО в Петербурге

Культурно-просветительское общество «Осетия»
Адрес: 191028 СПб., Моховая ул., д. 15
Культурно-просветительское общество друзей Осетии в Санкт-Петербурге «Нарт»
Социально-культурный фонд «Алания»
Адрес: 197110 СПб, Депутатская ул., д. 3
Санкт-Петербургское отделение международного конгресса алан
Адрес: 196158 СПб., ул. Ленсовета, д. 58

Возврат к списку




Яндекс.Метрика