Башкиры (башкорт) - тюркоязычный народ мусульманского вероисповедания, населяющий область на границе двух континентов - Европы и Азии и отражающий культуру двух миров - земледельческого и кочевого. С самого начала строительства новой столицы России башкиры принимали участие во всяких работах, снабжали город провиантом, охраняя обозы в пути. Несли конную воинскую службу, участвовали в военных кампаниях Петра I. Два десятка конных башкирских полков сражались с наполеоновскими войсками и в составе победоносной российской армии прошли конным строем по Елисейским Полям. Башкирские конники защищали революционный Петроград от войск Юденича, в годы Великой Отечественной войны воевали на Ленинградском и Волховском фронтах, освобождали город от блокады. Во время войны в Башкирию были эвакуированы многие предприятия, учреждения науки и культуры. В российском научном мире оставили свой след многие известные башкирские деятели, такие, как ученый-востоковед, религиозный деятель, писатель и просветитель Риза Фахретдинов(1859-1936). Имена знаменитых башкир и сейчас на слуху многих петербуржцев – взять, к примеру, Исмагила Тасимова, которого знает всякий студент Горного института. Традиционно в Ленинград (Петербург) приезжала и приезжает на учебу башкирская молодежь, здесь поступают в аспирантуру, докторантуру. Многие ученые Башкирии в разных отраслях – последователи именно петербургской научной школы.
Общие сведения
Башкиры (башкорт) - тюркоязычный народ мусульманского вероисповедания, населяющий область на границе двух континентов - Европы и Азии и отражающий культуру двух миров - земледельческого и кочевого. С самого начала строительства новой столицы России башкиры принимали участие во всяких работах, снабжали город провиантом, охраняя обозы в пути. Несли конную воинскую службу, участвовали в военных кампаниях Петра I. Два десятка конных башкирских полков сражались с наполеоновскими войсками и в составе победоносной российской армии прошли конным строем по Елисейским Полям. Башкирские конники защищали революционный Петроград от войск Юденича, в годы Великой Отечественной войны воевали на Ленинградском и Волховском фронтах, освобождали город от блокады. Во время войны в Башкирию были эвакуированы многие предприятия, учреждения науки и культуры. В российском научном мире оставили свой след многие известные башкирские деятели, такие, как ученый-востоковед, религиозный деятель, писатель и просветитель Риза Фахретдинов(1859-1936). Имена знаменитых башкир и сейчас на слуху многих петербуржцев – взять, к примеру, Исмагила Тасимова, которого знает всякий студент Горного института. Традиционно в Ленинград (Петербург) приезжала и приезжает на учебу башкирская молодежь, здесь поступают в аспирантуру, докторантуру. Многие ученые Башкирии в разных отраслях – последователи именно петербургской научной школы.
Исторические данные
Советский филолог, историк античности С. Я. Лурье считал, что предшественники современных башкир упоминаются в V веке до н. э. в «Истории» Геродота под именем аргиппеев.
«Отец истории» Геродот сообщал, что аргиппеи обитают «у подножия высоких гор». Описывая образ жизни аргиппеев Геродот писал:«…Говорят они на особом языке, одеваются по-скифски, а питаются древесными плодами. Имя дерева, плоды которого они употребляют в пищу, понтик, …плод его похож на бобовый, но с косточкой внутри. Спелый плод выжимают через ткань, и из него вытекает чёрный сок под названием „асхи“. Сок этот они …пьют, смешивая с молоком. Из гущи „асхи“ они приготовляют лепёшки». С. Я. Лурье соотносил слово «асхи» с тюркским «ачи» — кислый. По версии башкирского языковеда Дж. Г. Киекбаеваслово «асхи» напоминает башкирское әсе һыуы — кислая жидкость.
О менталитете аргиппеев Геродот написал: «…Они улаживают распри соседей, и если у них найдет убежище какой-нибудь изгнанник, то его никто не смеет обидеть».
Знаменитый востоковед Заки Валиди предполагал, что башкиры упоминаются в труде Клавдия Птолемея (II век н. э.) под именемскифского рода пасиртаев.
Интересные сведения о башкирах встречаются и в китайских хрониках дома Суй. Так, в «Книге Суй» (VII в.) в «Повествовании о теле» перечисляются 45 племён, названных составителями телесскими, и среди них упоминается и племена алан и башукили. Башукили отождествляют с этнонимом башҡорт, то есть с башкирами. В свете того, что предки теле были этническими наследниками гуннов, представляет интерес и сообщение китайских источников о потомках старых гуннов»в бассейне Волги в VIII—IX веках. В числе этих племён перечисляются Бо-хан и Бей-дин, которые, предположительно, отождествляются, соответственно, с волжскими булгарами и башкирами.
Крупный специалист по истории тюрков М. И. Артамонов считал, что башкиры также упоминаются в «Армянской географии» VII века под именем бушков.
Первое сообщение арабских письменных источников о башкирах принадлежит путешественнику Салламу ат-Тарджуману. Около 840 года он посетил страну башкир и указал её примерные пределы. Ибн Русте (903 год) сообщал, что башкиры — «народ самостоятельный, занимавший территорию по обеим сторонам Уральского хребта между Волгою, Камою, Тоболом и верхним течением Яика».
Впервые этнографическое описание башкир дал Ибн Фадлан — посол багдадского халифа аль Муктадира к правителю волжских булгар. Он побывал среди башкир в 922 году. Башкиры, по утверждению Ибн Фадлана, были воинственными и могущественными, которых он и его спутники (всего «пять тысяч человек», включая военную охрану)«остерегались… с величайшей опасностью». Они занимались скотоводством. Башкиры почитали двенадцать богов: зимы, лета, дождя, ветра, деревьев, людей, лошадей, воды, ночи, дня, смерти, земли и неба, среди которых главным был бог неба, который объединял всех и находился с остальными «в согласии и каждый из них одобряет то, что делает его сотоварищ». Некоторые башкиры обожествляли змей, рыб и журавлей. Наряду с тотемизмом Ибн-Фадлан отмечает у башкир и шаманизм. Видимо, среди башкир начинает распространяться ислам. В составе посольства был один башкир мусульманского вероисповедания. По свидетельству Ибн Фадлана, башкиры — тюрки, живут на южных склонах Урала и занимают обширную территорию до Волги, их соседями на юго-востоке были печенеги, на западе — булгары, на юге — огузы.
Другой арабский автор Аль-Масуди, повествуя о войнах вблизи Аральского моря, среди воюющих народов упоминал башкир. Средневековый географ Шариф Идриси сообщал, что башкиры жили у истоков Камы и Урала. Он говорил о городе Немжан, расположенного в верховьях Лика. Башкиры занимались плавкой меди в печах, добывали лисьи и бобровые меха, ценные камни. В другом городе Гурхане, расположенном в северной части реки Агидели, башкиры делали предметы искусства, седла и оружие.
Другие авторы Якут, Казвини и Димашки сообщали «о горном хребте башкир, находящемся в седьмом климате», под которым они, как и другие авторы, имели в виду Уральские горы. «Земля башкард лежит в седьмом климате» — писал Ибн-Саид. У Рашид-ад-Дина башкиры упоминаются три раза и всегда в числе крупных народов. «Точно также народы, которых с древнейших времен и до наших дней называли и называют тюрками, обитали в степях…, в горах и лесах областей Дешт-и-Кипчака, русов, черкесов, башкир Таласа и Сайрама, Ибира и Сибира, Булара и реки Анкары». Махмуд ал-Кашгари в своём энциклопедическом «Словаре тюркских языков» (1073/1074 гг.) в рубрике «об особенностях тюркских языков» перечислял башкир в числе двадцати «основных» тюркских народов. «А язык башкир», — писал он, «очень близкий к кипчакскому, огузскому, киргизскому и другим, то есть тюркский».
Известные представители
Исмаги́л Таси́мов (XVIII век) (башк. Исмәғил Тасим улы) — российский рудопромышленник, инициатор создания Горного училища в Санкт-Петербурге.
Сыграл Исмагил Тасимов значимую роль и в создании горного образования России. В 1771 году Исмагил Тасимов обратился в Берг-коллегию с челобитной. В челобитной предлагалось разрешить Исмагилу Тасимову и другим рудопромышленникам разрабатывать казенные рудники, на которых не велась работа, в замен же предлагались определенные льготы для казны при расчетах за поставленную руду. Важным предложением челобитной являлась просьба открыть при Юговских казенных медеплавильных заводах школу для подготовки специалистов горных дел из детей башкир-рудопромышленников.