Ассирийцы впервые выходят на историческую арену, появившись на равнинах Северо-Восточной Месопотамии, вдоль верхних притоков р. Тигр. Равнинная Ассирия, не имеющая естественных границ, постоянно подвергалась нападению своих соседей, особенно хеттов на северо-западе и шумеров и вавилонян - на юго-востоке.
- 2000г. до н.э. -Ассирия становится царством.
- 1000-663 г. до н.э.- Ассирийцы создают мощную державу.
- 883 - 859 г. до н.э.- Правление царя Ашшурнацирапала 2-ого. Построен город Нимруд.
- 704 - 691 г. до н.э. - Царь Синаххериб строит город Ниневию.
- 668 - 627 г. до н.э.- Правление царя Ашшурбанапала.
- 612 - 609 гг. до н.э.- Вавилоняне и мидийцы нападают на Ассирию. Крушение державы.
Их предки основали одну из самых могущественных культур древнего мира, стоявшую у истоков современной цивилизации. Столица их последнего великого государства, Ниневия, пала в конце VII века до нашей эры под ударами соседей.
С тех пор на просторах между Тигром и Евфратом лишь ненадолго возникали небольшие царства, как, например, Осраэна, чей царь Абгар переписывался с Иисусом Христом и первым в мире сделал христианство государственной религией. В I веке Осраэна утратила самостоятельность, но большие христианские общины продолжали жить в горах Месопотамии более шестнадцати веков. Существуют они там и по сей день.
Первые ассирийцы появились в Петербурге в середине XIX века, это были отдельные семьи, бежавшие под защиту российской короны от турецких войн. Но диаспора стала формироваться позже, в 1913–1915 годах, когда десятки тысяч ассирийцев, спасаясь от геноцида, развязанного младотурками, бежали из Западной Армении в Закавказье, на Северный Кавказ и дальше в Россию. В Петербурге многие из них стали «холодными сапожниками»: чтобы чистить и ремонтировать горожанам обувь, не требовалось ни помещений, ни оборудования, ни умения хорошо говорить по-русски. В течение следующих двадцати лет община разрасталась за счёт людей, приезжавших в голодные годы подзаработать, а потом оседавших насовсем. В 1920–30-е годы в Ленинград потянулась интеллигенция — священники и учителя. Сегодня в Петербурге живёт около тысячи представителей этого народа.
В период Первой Мировой войны из ассирийцев были созданы несколько батальонов, воевавших под знаменами Русской армии. Для них была создана специальная форма – черкеска с особыми отличительными знаками.
В годы «культурной революции» в ССCР (конец 20-х -начало 30-х) в ассирийской общине Ленинграда были открыты национальные секции, клуб, школа ликбеза. Ассирийцы трудились в артелях, мастерских, на заводах. При пединституте им. Герцена существовали курсы по подготовке учителей для ассирийских школ. В СССР издавалась национальная ассирийская газета, национальная литература, велась культурно-просветительская работа. Начавшиеся массовые репрессии 1937-1938 гг. распространились и на ассирийцев.
Общие сведения
Ассирийцы впервые выходят на историческую арену, появившись на равнинах Северо-Восточной Месопотамии, вдоль верхних притоков р. Тигр. Равнинная Ассирия, не имеющая естественных границ, постоянно подвергалась нападению своих соседей, особенно хеттов на северо-западе и шумеров и вавилонян - на юго-востоке.
- 2000г. до н.э. -Ассирия становится царством.
- 1000-663 г. до н.э.- Ассирийцы создают мощную державу.
- 883 - 859 г. до н.э.- Правление царя Ашшурнацирапала 2-ого. Построен город Нимруд.
- 704 - 691 г. до н.э. - Царь Синаххериб строит город Ниневию.
- 668 - 627 г. до н.э.- Правление царя Ашшурбанапала.
- 612 - 609 гг. до н.э.- Вавилоняне и мидийцы нападают на Ассирию. Крушение державы.
Их предки основали одну из самых могущественных культур древнего мира, стоявшую у истоков современной цивилизации. Столица их последнего великого государства, Ниневия, пала в конце VII века до нашей эры под ударами соседей.
С тех пор на просторах между Тигром и Евфратом лишь ненадолго возникали небольшие царства, как, например, Осраэна, чей царь Абгар переписывался с Иисусом Христом и первым в мире сделал христианство государственной религией. В I веке Осраэна утратила самостоятельность, но большие христианские общины продолжали жить в горах Месопотамии более шестнадцати веков. Существуют они там и по сей день.
Исторические данные
Первые ассирийцы появились в Петербурге в середине XIX века, это были отдельные семьи, бежавшие под защиту российской короны от турецких войн. Но диаспора стала формироваться позже, в 1913–1915 годах, когда десятки тысяч ассирийцев, спасаясь от геноцида, развязанного младотурками, бежали из Западной Армении в Закавказье, на Северный Кавказ и дальше в Россию. В Петербурге многие из них стали «холодными сапожниками»: чтобы чистить и ремонтировать горожанам обувь, не требовалось ни помещений, ни оборудования, ни умения хорошо говорить по-русски. В течение следующих двадцати лет община разрасталась за счёт людей, приезжавших в голодные годы подзаработать, а потом оседавших насовсем. В 1920–30-е годы в Ленинград потянулась интеллигенция — священники и учителя. Сегодня в Петербурге живёт около тысячи представителей этого народа.
В период Первой Мировой войны из ассирийцев были созданы несколько батальонов, воевавших под знаменами Русской армии. Для них была создана специальная форма – черкеска с особыми отличительными знаками.
В годы «культурной революции» в ССCР (конец 20-х -начало 30-х) в ассирийской общине Ленинграда были открыты национальные секции, клуб, школа ликбеза. Ассирийцы трудились в артелях, мастерских, на заводах. При пединституте им. Герцена существовали курсы по подготовке учителей для ассирийских школ. В СССР издавалась национальная ассирийская газета, национальная литература, велась культурно-просветительская работа. Начавшиеся массовые репрессии 1937-1938 гг. распространились и на ассирийцев.
НКО в Петербурге
В 1920-е годы ассирийцы Ленинграда создали общество «Хаядта». Однако его участь была так же печальна, как и судьба многих других объединений. В 1937 году секретариат Ленинградского обкома ВКП(б) в результате проверки добровольных обществ ликвидировал 21 организацию, в том числе и «Хаядту». Несколько удачнее сложилась судьба профессионального объединения ассирийцев. Образовавшаяся в довоенные годы артель «Трудассириец» объединяла около тысячи человек. Она помогала мастерам-одиночкам выжить и, кроме того, позволила сапожникам поддерживать не только профессиональные контакты. Артель перестала существовать за несколько лет до перестройки. Жизнь петербургской диаспоры несколько оживилась в 1980–1990-е годы, когда группа активистов образовала Ассирийскую ассоциацию «Атур», основала журнал российских ассирийцев «Атра» и клуб «Семирамида», который квартировал на улице Пржевальского.
Нынешний председатель «Атура» — востоковед Михаил Юханович Садо в 2003 году был признан самым популярным человеком в ассирийском мировом сообществе.
- 18.07.2016