Этнический состав Санкт-Петербурга


Цыгане

Цыгане


Общие сведения

Русские цыгане, самоназвание риска рома - цыганская этническая группа, входящая в группу цыган-рома. Диалект русских цыган отличается преобладанием заимствований немецких, польских и русских слов, а также использованием некоторых заимствованных из русского языка приставок и суффиксов.
Вероисповедание православное. Главные праздники - Рождество, Троица, Пасха. Детей крестят в обязательном порядке. Традиционно занимались конеторговлей, пением, танцами, музицированием, гаданием. В настоящее время русские цыгане - одна из самых образованных цыганских этнических групп с широким спектром профессий. Заметно отличились в музыкальной области; стоят у истоков цыганского романса.
Музыкальное и танцевальное искусство русских цыган значительно развито, оно заметно отличается от музыки и танцев других цыган. Танцы и песни русских цыган исполняют многие цыгане России, Украины и Беларуси. В то же время, оно молодо и появилось и развилось в течение XIX-XX веков; многие авторы песен, считающихся народными, всё ещё живы .

Описание

Цыгане в Петербурге, цыганский Петербург, цыганский танец, цыганочка, цыганские песни, гитара, цыганский костюм

Исторические данные

Первые таборы цыган появились в России во времена Петра I и были встречены дружелюбно как народом, так и властями. Сформировалась этногруппа в Северо-Западной части России из иммигрировавших в страну польских цыган. Является самой многочисленной цыганской этногруппой в России, где в основном и проживает.
Изначально были известны как «халадытка рома» (т.е. «армейские цыгане», «цыгане-солдаты»), пока не выделились в особую цыганскую группу. Первые официальные упоминания о новом национальном меньшинстве содержатся в указах от 1733 года, связанных с необходимостью содержать армию. Согласно указу императрицы Анны Иоанновны, при создании Сумского, Ахтырского и Изюмского полков было решено обложить налогами только что появившихся в России кочевников. Цыганам дозволено было «жить и торговать лошадьми»; а так как они показали себя здешними уроженцами, то предписано было включить их в подушную перепись там, где жить пожелают, и положить в раскладку на Конной Гвардии полк.
В начале XIX века крепостные цыганские хоры были освобождены и начали самостоятельную деятельность в Москве и Санкт-Петербурге. В течение всего XIX века, а также в начале XX века были в России в большой моде. Один из первых хоров появился в Петербурге в начале XIX века. Его содержал на своей даче отставной ротмистр Савва Яковлев. Со временем возникли поселения хоровых цыган в Новой Деревне и на Чёрной Речке.
Элита Российской империи часто вступала в брачные союзы с певицами из цыганских хоров. Пример брата Льва Толстого широко известен. В Петербурге случались не менее эффектные браки. Так Ольга Шишкина вышла замуж за морского министра, Домаша Данченко за князя Ф.П.Масальского, Лиза Морозова за князя Витгенштейна. Кроме того, Лёля Ильинская стала женой уральского миллионера Нечаева, а Лиза Хлебникова составила партию издателю "Биржевых новостей" Левдику.
В 1812 году, в связи со вторжением французских войск, общины русских цыган Москвы и Санкт-Петербурга добровольно жертвовали крупные суммы денег на содержание российской армии, а также лучших коней для кавалерии. Цыганская молодёжь отправилась служить в уланские полки.
В конце XIX века в Малом театре даёт представления цыганская театральная труппа Шишкина. К этому времени русские цыгане уже значительно интегрированы в российское общество и представлены в таких сословиях, как крестьянство, мещанство, купечество. Множество семей ведут оседлый образ жизни.
Если в XIX столетии цыганское население Петербурга почти исключительно состояло из представителей этногруппы "русска рома", то в начале XX века в городе и окрестностях появились латвийские, молдавские, румынские и венгерские цыгане. Для "старожилов" главным занятиями были музыка и торговля. Многие из приезжих, напротив, были ремесленниками. "Кэлдэрары", к примеру, специализировались на изготовлении котлов, металлических бочек, посуды, поддонов и т.п. Из их числа даже была образована крупная артель "Нацменбыт". Цыгане, селившиеся на Пороховых и на Большой Охте, не подозревали, что их судьба уже предрешена в кремлёвских кабинетах.
Отдельные представители цыганской молодёжи после революции участвовали в Гражданской войне как на стороне Красной Армии, так и на стороне Белой Армии. В результате прихода к власти большевиков многие оседлые купеческие семьи бросают имущество и уходят в кочевье — кочевых цыган власть автоматически относит к категории бедноты.
В конце 1920-х - начале 1930-х годов в СССР происходит выработка литературной цыганской нормы на базе диалекта русских цыган. У истоков появившейся цыганоязычной литературы и прессы стоят в основном русские цыгане.
В 1931 году в Москве создан цыганский театр «Ромэн». Среди его основателей - русские цыгане, так же, как и большая часть его актёров.
Начиная с 1933 года, цыгане подвергаются репрессиям со стороны властей. Цыганоязычная пресса и литература в 1930-ых прикрывается. Часть цыганской диаспоры, уцелевшая после погромов 30-х годов, понесла новые потери во время войны и блокады Ленинграда. В окружённом городе погибло много людей из древних хоровых семей. В частности, мало кто пережил блокаду из потомков знаменитой Стеши. Умерли от голода сёстры Солдатовы: Зинаида Евграфовна и Ольга Евграфовна, умер и сын последней - Павел Яковлевич Брусов, искусствовед Эрмитажа.
Во время Великой Отечественной войны русские цыгане по призыву и добро-вольно отправляются в армию. Они участвуют в боевых действиях в качестве рядовых, офицеров, танкистов, артиллеристов, лётчиков, шофёров, медицинских работников. Цыганские артисты (в основном, женщины) выступают на передовой, дают шефские концерты в госпиталях. Огромное количество цыган, в том числе русских, погибает на оккупированных территориях, на фронте, в блокадном Ленинграде.
После войны нарастает популярность цыганской музыки. Театр «Ромэн», цыганские певцы и цыганские ансамбли процветают. Цыгане СССР начинают воспринимать культуру русских цыган как базовую цыганскую культуру. После указа о запрете кочевья (1956 год) происходит вторая волна оседания русских цыган.
В 1980-ых некоторые представители цыганских артистических семей вносят заметный вклад в «неформальную» музыку: джаз (Валентина Пономарёва), рок (Валентина Пономарёва, Михаил Жемчужный-младший), шансон (Алексей Дулькевич-младший). В 1990-х годах популярность музыки русских цыган значительно уменьшается и в наше время сужена до узкой сферы любителей жанра.

Известные представители

Баглаенко Валентин Григорьевич (1938-1988). Родился в семье кочевых цыган-сэрвов. Закончил деревенскую школу, затем - ремесленное училище Харькова. детства увлекался музыкой, играл на гитаре, пел. «На публику» начал петь в капелле, ещё ребёнком. Работая на заводе, занимался во Дворце культуры. Через какое-то время Валентин устроился работать в цирк. Работал как наездник, также выступал с песнями и танцами. В 1967 году перешёл работать в театр «Ромэн». Исполнитель старинных романсов и цыганских песен. Заслуженный артист России. Работал в оперетте, в театре «Ромэн». Сыграл главные роли в спектаклях «Цыганка Аза», «Горячая кровь», «Ромбаро», «Я - цыганка». С 1969 г. - в Ленинградском мюзик-холле. Лауреат Международного конкурса в г. Сопоте и обладатель первой премии Польской федерации джаза (1970). Лауреат фестиваля в г.Канны (Франция, 1972) и песенного фестиваля «Братиславская лира» (1973, Чехословакия).

Васильев Василий Фёдорович. Родился 1 января 1950 года в цыганском та-боре. Его родители вместе с многочисленным потомством колесили по российским просторам. В 1953 году вышел указ Сталина, согласно которому все российские цыгане должны были вести оседлый образ жизни. В 1956 году пришлось осесть и родителям Василия. С четырнадцатью детьми они поселились в городе Вязники Владимирской области.
С девятого класса Василий стал совмещать учебу в школе с работой на ткацкой фабрике. Уже тогда он был очень талантлив: вел в школе танцевальный и хоровой кружки. Однако об актерской судьбе мальчик не помышлял. После школы он хотел стать трактористом. В кино Василий попал благодаря своему дальнему родственнику Юрию Цурило, студенту Щукинского училища. После съемок в трилогии о «Неуловимых» В. Васильев в кино больше не снимался, хотя предложений получал немало. Приняв приглашение театра «Ромэн», он проработал в его труппе два года. Одновременно он окончил студию драматического актера при театре «Ромэн» (1971 г).
Покинув «Ромэн», Василий ушел в Ленконцерт, под покровительством которого изъездил весь Союз. Он исполнял под гитару цыганские романсы, бардовские песни и песни собственного сочинения. В 90-е годы Васильев обосновался в Твери, где стал заведовать культурным центром.

НКО в Петербурге

Региональная общественная организация «Санкт-Петербургский центр цыганской культуры им. В.Н. Череповского»

Дата регистрации: 28 июня 2002 года

Цели деятельности:

  • развитие и содействие возрождению национального самосознания цыган;
  • сохранение и развитие языка и самобытной национальной культуры цыганского народа;
  • повышение образовательного и культурного уровня молодого поколения;
  • установление, поддержание и укрепление разнообразных культурных связей цыган, проживающих в Санкт-Петербурге, с этническими цыганскими обществами в различных странах мира;
  • содействие укреплению мира и дружбы между народами.
Задачи:

  • активное взаимодействие с органами власти и общественными организациями Российской Федерации;
  • оказание всесторонней помощи членам Организации в их деятельности;
  • создание национальных классов, школ, высших учебных заведений;
  • создание учреждений национальной культуры;
  • учреждение средств печати и массовой информации , книжных издательств в установленном законом порядке;
  • формирование и удовлетворение духовных и культурных потребностей цыган;
  • проведение симпозиумов, выставок, фестивалей, концертов и других мероприятий, в том числе с участием представителей других нардов и зарубежных организаций;
  • распространение информации о деятельности.
 Организации:

  • помощь членам Организации в изучении языка, истории, фольклора, традиций и обычаев цыганского народа;
  • - содействие членам Организации в реализации и защите их социальных, гражданских, политических, экономических прав, культурных и этнических интересов путем обеспечения нуждающихся в юридической помощи консультациями по правовым вопросам;
  • участие в творческих проектах в области культуры и искусства, направленных на поддержку юных дарований.
Президент: Череповский Александр Васильевич.



Межрегиональная общественная организация «Цыганская община»

Дата регистрации: 27 декабря 1999 года

Цели и задачи деятельности:
  •  сохранение цыганской национальной культуры, традиций цыганского быта, уклада жизни цыган, воспитание подрастающего поколения в духе цыганского этноса;
  • защита прав и национальных интересов цыганского народа, оказание правовой, материальной, благотворительной помощи малоимущим, остронуждающимся многодетным цыганским семьям;
  • оказание всесторонней благотворительной помощи ветеранам ВОВ, ветеранам труда, инвалидам. Узникам фашистских лагерей, жертвам политических репрессий, одиноким, пристарелым людям цыганской национальности.

Президент: Самулевич Николай Иванович










  • 16.07.2016
Возврат к списку




Яндекс.Метрика