Общие сведения
Татары - тюркский народ, живущий в центральных областях европейской части России, в Поволжье, Приуралье, в Сибири, Казахстане, Средней Азии, Синьцзяне, Афганистане и на Дальнем Востоке.
Численность в России составляет 5310,6 тыс. человек (перепись населения 2010 года) - 3,72 % населения России. Являются вторым по численности народом в Российской Федерации после русских.
Делятся на три основные этнотерриториальные группы: татары волго-уральские, сибирские и астраханские, иногда выделяют также польско-литовских татар.
Татары составляют более половины населения Республики Татарстан (53,15 % по переписи 2010 год).
Татарский язык относится к кыпчакской подгруппе тюркской группы алтайской семьи языков и делится на три диалекта: западный (мишарский), средний (казанско-татарский) и восточный (сибирско-татарский).
Верующие татары в основном - мусульмане-сунниты, исключение составляет небольшая группа - кряшен, исповедующих православие.
Исторические данные
Татары влились в многонациональную структуру Северной столицы с первых дней ее основания.
Согласно указу Петра I из центральных областей России на строительство Санкт-Петербурга прибывают тысячи работных людей. Вместе с русскими из Казани, Нижнего Новгорода, Касимова, Пензы совершают тысячеверстный путь и татары. Топонимика сохранила в Петербурге на Петроградской стороне до наших дней "Татарский переулок". Таким образом, татары влились в многонациональную фактуру Северной Пальмиры с первых дней ее основания. Наряду с другими немногочисленными этническими группами населения (немцами, финнами, шведами) они составили особую замкнутую прослойку жителей столицы империи. Татары никогда не теряли связи с корнями своих предков. Принявшие христианство татары составили довольно значительный перечень аристократических дворянских фамилий России (Ширинский, Шехматов, Шереметьев, Мещерский, Апраксин, Аксаков, Нарышкин, Юсупов, Тургенев, Карамзин, Жуковский, Суворов, Рахманинов, Державин, Танеев, Тимирязев и др.).
Несколько тысяч татар постоянно проходили службу в частях императорской гвардии в Петербурге, на кораблях Балтийского флота в Кронштадте. Существовала небольшая прослойка дворян из военных и духовенства. Трудовая деятельность этой небольшой этнической группы петербургского населения была довольно разнообразна. В качестве рабочих татары славились добросовестностью, выносливостью, честностью, трезвостью, аккуратностью и пользовались спросом у работодателей. Состоятельные аристократы столицы предпочитали нанимать кучеров и ко-нюхов из татар. Татары вели крупную торговлю мехами, кожей, коврами и ковровыми тканями, сукном, легкими тканями, галантерейными товарами, готовым платьем. Уже с конца XIX века в России некоторые отрасли торговли хлебом, кожей, солью всецело находились в их руках.
Петербургские татары держали все железнодорожные рестораны и буфеты по Николаевской, Царскосельской, Варшавской и Балтийской железным дорогам, от Петербурга до Москвы и даже Варшавы, а также несколько крупных городских ресторанов: на Невском проспекте ресторан "Крестовский сад" Ялышева, ресторан Карамышева и большой ресторан Николаевского вокзала Байрашева. В Новой Деревне купец I гильдии Рахматулла Халитов содержал знаменитый на всю столицу фешенебельный ресторан "Самарканд", который славился цыганскими хорами. Большой популярностью у петербуржцев пользовалась рыбная торговля "Мусина и наследников". Фирма торговала красной рыбой холодного и горячего копчения, икрой, а также имела живорыбные садки на Круглом рынке и на Фонтанке. В начале XX века прислуга в императорском Зимнем дворце была в основном укомплектована из татар (100 человек). В начале XVIII века через реку Фонтанку был построен деревянный мост батальоном рабочей команды, которым командовал капитан, а затем подполковник Аничков. По преданию, родоначальником старинного рода Аничковых был татарский царевич Берка, перешедший в начале XIV века из Золотой Орды на службу к Ивану Калите. В 1881 году ахун второго магометанского прихода Атаулла Баязитов от имени петербургских мусульман обратился к властям за разрешением на строительство мечети.
Первое богослужение в мечети прошло 21 февраля 1913 года в день празднования 300-летия дома Романовых. До 1939 года мечеть была действующей. С 1956 года служба в мечети возобновилась. В 1990 году возобновлено издание газе-ты «Нур». Первая в России татарская газета была основана в Санкт-Петербурге татарским просветителем, богословом и общественным деятелем Атауллой Баязитовым в 1905 году.
20 декабря 2011 года в Санкт-Петербурге, во дворе восточного факультета Санкт-Петербургского Государственного университета открыли памятник этому известному татарскому общественному и религиозному деятелю.
К 300-летию Санкт-Петербурга на Пискаревском кладбище была создана Аллея Памяти. В 2001 году, в день прорыва блокады Ленинграда, на Аллее Памяти была открыта Мемориальная доска с надписью «Республика Татарстан. Вечная память землякам – защитникам блокадного Ленинграда».
К середине ХIХ века образовалось несколько крупных общинно-приходских объединений, которые были построены по принципу локально-этнической принадлежности (принадлежности к географическому месту выхода). Наиболее многочисленные из них образованы выходцами из Казанской, Нижегородской, Пензенской губерний, а также из города Касимова. В состав их входили и более мелкие этнические группы татар - самарские, саратовские, уфимские, оренбургские, сибирские, тобольские, астраханские и другие.
К началу ХХ века основную часть петербургских татар составляли мещане и купцы. Существовала также прослойка дворян из военных и духовенства.
Несколько тысяч татар проходили службу в частях Императорской гвардии в Петербурге и на кораблях Балтийского флота в Кронштадте.
Находясь вдали от исторической родины, татары сохраняли культуру, обычаи, неукоснительно соблюдали законы шариата (практически все татарское население исповедовало мусульманскую религию суннитского толка).
Этому способствовало строительство в Санкт-Петербурге соборной мечети, которая была заложена в 1910 году. Первый намаз в мечети состоялся в 1913 году и был приурочен к празднованию 300-летия Дома Романовых.
Памятные места
В Санкт-Петербурге познакомиться с уникальными культурно-историческими памятниками татарского народа можно в Государственном Эрмитаже, Кунсткамере, петербургском филиале Института востоковедения РАН (бывший Азиатский музей академии наук). В собрании Российского этнографического музея татарские коллекции представлены весьма широко. Основу их составляют уникальные памятники традиционной культуры, поступившие в музей в начале ХХ века. Это мужские и женские костюмы, разнообразные головные уборы, кожаная обувь, ювелирные украшения конца ХVIII — начала ХХ века. Комплектование татарских коллекций в дореволюционный период производилось различными путями. Первый источник — это поступление экспонатов с выставок, например Парижской всемирной (1900 года), Всероссийской кустарной (1902 года). Другой источник — коллекции ученых-краеведов. Этот пласт музейного собрания связан прежде всего с именами Г.Н. Ахмарова, А.А. Миллера, И.Н. Смирнова, И.К. Зеленова и другими. Некоторые предметы татарской культуры поступили в музей от членов императорской семьи. В частности, женский костюм, демонстрировавшийся на Первой этнографической выставке в Москве в 1867 году, был подарен императрицей Марией Александровной, женой Александра II (позднее передан в Музей народов СССР, а затем в Государственный музей этнографии). В настоящее время этот костюм представлен на выставке «Славяне Европы и народы России» в Российском этнографическом музее.
Постоянная экспозиция музея знакомит посетителей с культурой разных групп волго-уральских татар (казанских, касимовских, мишарей, кряшен) в конце ХIХ — начале ХХ века. Эти группы формировались на основе населения Волжской Булгарии — одного из первых раннефеодальных государств на территории Среднего Поволжья. Это государство просуществовало до 1236 года, а впоследствии на его месте был образован один из десяти иклимов (административных подразделений Золотой Орды). Формирование объединений казанских, касимовских татар и мишарей закончилось к середине ХVI века.
Касимовские татары в ХV веке были расселены на Оби вблизи города Касимова, названного в честь Касима, сына казанского хана Улу-Мухаммеда, правившего тогда Мещерским городком (прежнее название Касимова). В культуре татар-кряшен, принявших в ХVI–ХVIII веках христианство (православие), присутствуют черты, отличающие их от других групп татар. Например, в языке кряшен почти нет слов арабского происхождения.
Самобытные черты волго-уральских татар определяются древними традициями пашенного земледелия и ремесленного мастерства. Развитие ремесел и кустарных промыслов создавало объективные условия для оживления торговли. Помимо торговли, в лавках татарские купцы практиковали продажу мелочного товара враз-нос и «в разъезд». Ремесленная и торговая жизнь городов и крупных селений наиболее ярко проявлялась в проведении ярмарок и базаров. Все это способствовало появлению в татарских домах изделий фабричного производства. Татары раньше других народов Поволжья стали носить одежду, сшитую из тканей фабричного производства. Как мужчины, так и женщины носили широкую рубаху, надевая поверх нее безрукавку-камзол.
На экспозиции Российского этнографического музея широко представлены женские праздничные одежды. Эти наряды отличает богатство ткани (шелк, парча, бархат), изящество золотной вышивки, украшающей головные уборы, роскошь традиционной обуви, выполненной в технике кожаной мозаики. В Волжской Булгарии были развиты ювелирное дело, кожевенное (в частности изготовление национальной кожаной обуви «ичегов» и головных уборов «каляпуг»), а также ткачество и вышивка. В районах, близких к Казани и Заказанью, в ичежно-каляпужном промысле было занято большое количество мужчин и женщин. При изготовлении ичегов мужчины обычно занимались выделкой кож, их окраской и раскроем, а женщины сшивали заготовки и украшали их узором, используя металлические, шелковые или хлопчатобумажные нити. Узорная обувь составляла часть праздничной одежды не только татарской, но и русской знати. Однако главные рынки сбыта узорной обуви находились в Средней Азии и на Кавказе.
Великолепные мужские и женские головные уборы татар являются непревзойденными памятниками народного искусства. Украшенные богатой вышивкой, исполненной золотными и серебряными нитями, они сохраняют древнюю булгар-скую традицию украшения изделий. Ушковая техника, уникальный прием в области текстильных построений, украшала женские головные уборы — калфаки в ХIХ ве-ке. Мастера использовали бисер, шелковые ленты, бархат, позумент, металлизированные нити.
Узоры, которыми украшали татары свои изделия, были разнообразны. Одна-ко существовали ограничения в выборе декоративных мотивов в связи с запретом мусульманской религии изображать живые существа. Поэтому и преобладает растительный орнамент, основными элементами которого являлись стилизованные изображения цветов и листьев.
Ювелирное искусство было приоритетом мужчин. Чаще всего эта профессия передавалась по наследству от отца к сыну. Татарские мастера владели всеми приемами ювелирной техники, в основе которой художественные традиции волжских булгар, постигших тайны художественной обработки металла еще в глубокой древности. Однако чаще всего использовалась так называемая «бугорчатая» филигрань, при изготовлении которой проволока, изгибаясь в узор, периодически выступала над плоскостью в виде завитка - бугорка.
Серебро мастера искусно сочетали с полудрагоценными и поделочными камнями (сердоликом, бирюзой, малахитом) и цветным стеклом. Кроме филиграни, в ювелирном деле применялись чеканка, гравировка, инкрустация и литье. Татарские украшения - браслеты, кольца, пряжки, воротниковые застежки, накосные под-вески - отличает высочайшее мастерство исполнения.
Экспозиция музея знакомит посетителей и с особенностями быта татар, в частности демонстрирует характерные черты традиционного татарского жилища. Обстановочная сцена «Женская половина татарского дома» наглядно демонстрирует его внутреннее убранство. Хозяйка дома изображена сидящей на широких нарах, расположенных вдоль всей передней стены. Возле нар помещен небольшой столик, на который обычно во время трапезы ставили самовар и чайную посуду. Этнический колорит интерьера подчеркивает убранство стен и пола разнообразными вышитыми и ткаными изделиями: молитвенными ковриками, покрывалами, полотенцами, ткаными половиками.
Мусульманская религия всегда играла важную роль в жизни татарской общины. Дети получали образование в духовных школах при мечетях. Грамотность подразумевала знание арабского алфавита, а главным содержанием обучения было разучивание Корана. На экспозиции музея демонстрируются: кумган - кувшин для омовения перед совершением намаза, футляры для хранения изречений из Корана, четки.
В целом собрание татарских памятников насчитывает более 3500 единиц, составляющих золотой фонд Российского этнографического музея.
В настоящее время татарская диаспора в Петербурге объединена в несколько общественных организаций. Татарские национальные общества созданы в Гатчине, Кронштадте, Тосно. Татарская автономия ежегодно проводит Дни исламской культуры в Петербурге и Ленинградской области, встречи с делегатами Всемирного конгресса татар, организует лекции, выставки и концерты, устраивает показы фильмов, городские автобусные и водные экскурсии «Татарский Петербург». На концертных площадках успешно выступают фольклорные ансамбли «Шатлык», «Ак-калфак» и «Ак-тэннер», танцевальные коллективы - детская группа «Петушки» и молодежный ансамбль «Анима».
Каждый год в июле проходят Дни татарской молодежи. Традиционно большой интерес горожан вызывает празднование Сабантуя (Праздника плуга). История Сабантуя такая же древняя, как и сам татарский народ. Уже в X веке по окончании весеннего сева начинался праздник. Традиционно в программе праздника - национальные игры, конкурсы и, конечно, конные скачки. Кульминация Сабантуя – соревнования батыров по национальной борьбе на поясах (куреш).
Известные представители
Анна Ахматова - русская поэтесса, переводчица и литературовед, одна из наиболее значимых фигур русской литературы XX века. Номинант на Нобелевскую премию по литературе (1965).
Лев Гумилев - советский историк-этнолог, археолог, востоковед, писатель, переводчик.
Юрий Шевчук - советский и российский рок-музыкант, поэт, композитор, актёр, художник и продюсер, основатель, лидер и единственный бессменный участник группы ДДТ. Создатель и руководитель ТОО «Театр ДДТ». Народный артист Республики Башкортостан (2005).
Альберт Асадуллин - советский и российский татарский эстрадный певец, тенор-альтино. Заслуженный артист РСФСР (1988), народный артист Татарстана (1998).
Эдем Умеров родился в Самарканде. В 1991 году окончил Санкт-Петербургскую консерваторию им. Н.А. Римского-Корсакова (классы профессоров А. Стеблянко, Н. Охотникова, Г. Заставного). С 1992 года – ведущий солист театра «Санктъ-Петербургъ Опера». С 1998 года входит в состав оперной труппы Мариинского театра.
НКО в Петербурге
Региональная общественная организация «Татарская национально-культурная автономия Санкт-Петербурга»
Дата регистрации: 22 сентября 1997 года, перерегистрация - 08 апреля 2003 года, перерегистрация – 26 декабря 2011 г.
Цели и задачи:
- содействие возрождению и развитию национального самосознания и самобытности татар, установлению и поддержанию культурных связей с татарами в Санкт-Петербурге и в РФ;
- содействие органам государственной власти и органам местного самоуправления в реализации прав на национально-культурное развитие;
- содействие изучению и сохранению татарского языка;
- возрождение, сохранение и развитие фольклора, хозяйственно-бытового уклада, традиционных обычаев и обрядов, прикладного искусства, народных промыслов и художественных ремесел;
- развитие благотворительной деятельности;
- укрепление согласия между людьми разных национальностей, вероисповеданий и убеждений.
Санкт-Петербургское татарское Общество "Татарстан"
Дата регистрации: 8 октября 2001 года (зарегистрировано Главным Управлением Федеральной регистрационной службы по Санкт-Петербургу и Ленинградской области)
Цели и задачи организации:
- проведение татарских вечеров отдыха, в рамках которых - концерты, дискотеки, игры, конкурсы и т.д.;
- выпуск газеты "Алтын Урда";
- распространение и реализация национальной и мусульманской литературы, сувениров, аудио и видеопродукции;
- оказание консультационной, юридической, благотворительной и иной помощи соотечественникам (помощь татарским артистам в организации их гастролей в Санкт-Петербурге, адвокатские услуги; решение квартирных вопросов, помощь соотечественникам, попавшим в трудную жизненную ситуацию - многодетным, одиноким, инвалидам);
- содействие в изучении татарского языка и национальной культуры;
- организация и проведение встреч с соотечественниками из других регионов;
- организация досуга и отдыха членов общества.
Фонд по проведению культурно-массовых мероприятий «Петербургский Сабантуй»
Дата регистрации: 28 августа 1998 года, перерегистрация – 28 августа 2001 года, (зарегистрирован Регистрационной Палатой Санкт-Петербурга)
Цели и задачи:
- возрождение национальной культуры и национальной традиции, возрождение патриотизма и духовности, а также поддержка и социальная реабилитация широких слоев населения, стремящихся к повышению качества своей жизни;
- проведение ежегодного городского национального праздника «Сабантуй»;
- оказание благотворительной помощи нуждающимся в этом лицам;
- содействие улучшению благосостоянию, жилищных условий, торгового, муниципального, бытового и других видов обслуживания инвалидов и других малообеспеченных граждан;
- участие в организации спортивных и других культурно-массовых мероприятий;
- участие в организации оздоровительных центров, санаторно-курортных учреждений для обеспечения восстановительного и медицинского обслуживания и реабилитации инвалидов и социально незащищенных слоёв населения.
Региональная общественная организация «Татарское дворянское собрание Санкт-Петербурга»
Дата регистрации: 08 июня 2012г. (зарегистрирован Регистрационной Палатой Санкт-Петербурга)
Цели и задачи:
- возрождение сословия дворян в рамках исторических традиций в современных социально-экономических условиях;
- воспитание настоящего и будущего поколения на традициях татарского дворянства, в духе высокой морали, чести и достоинства, владеющего языком и культурой своей нации;
- служение интересам своей родины и татарского народа;
- активное участие в общественно-политической жизни страны и татарского народа;
- укрепление национального согласия на основе равноправия между народами, населяющими Российскую Федерацию;
- установление культурных и экономических связей с родами и представителями дворянства, проживающих на территории РФ и за рубежом;
- содействие и поддержка ценностей основных религиозных конфессий.
Межрегиональная культурно-просветительская общественная организация «Татарская община Санкт-Петербурга и Ленинградской области»
Дата регистрации: 04.03.2005г.
Цели и задачи:
- объединение интеллектуальных и организационных ресурсов для активизации деятельности татарской общины;
- возрождение татарской национальной культуры, родного языка и лучших народных обычаев и традиций;
- привлечения потенциала науки для изучения истории, культуры, родного языка, искусства, этнографии тюркских народов, для поощрения и развития краеведения;
- защита прав и интересов членов Организации;
- расширение и налаживание взаимополезных связей с аналогичными национальными, культурно-просветительскими организациями России, стран СНГ и дальнего зарубежья;
- укрепление дружбы и взаимопонимания между народами России;
- проведение разносторонней информационной работы по освещению деятельности Организации, других национально-культурных обществ города и области;
- ознакомление широкой общественности с достижениями татарского народа (проведение Дней татарской культуры, организация выставок и т.п.);
- участие в организации и проведении общегородских, республиканских и федеральных национальных праздников.
- 16.07.2016