Этнический состав Санкт-Петербурга


Мордва

Мордва


Как большая часть поволжских народов, мордва появились на берегах Невы в качестве рабочей силы еще при строительстве Санкт-Петербурга. И это были рабочие. Установить их численность не представляется возможным.
Сегодня мордовская диаспора Санкт-Петербурга и Ленинградской области насчитывает порядка 6 тысяч человек. Около 15 лет существует петербургская региональная общественная организация «Вастома», насчитывающая в своих рядах несколько десятков активных членов, среди которых академики, военные, лингвисты, артисты, журналисты, студенты, пенсионеры.

Общие сведения

Мордва - официально народ финно-угорской группы, проживающий на территории Российской Федерации. Общий этноним народа - мордва впервые упоминается еще в VI веке в сочинении готского историка Иордана (в форме mordens). В древнерусских летописях этнонимы «мордва», «эрзя» и «мокша» в различных написаниях часто встречаются уже с IX века. Народ делится на два субэтноса - мокша и эрзя. Считают себя разными народами, не имеют общего самоназвания. Самоназвание мокшан мокш. мокшет, эрзян - эрз. эрзят. Говорят на мокшанском и эрзянском языках, относящихся к волжско-пермской подгруппе.

Описание

Мордва в Санкт-Петербурге,Мордовский Санкт-Петербург, Мордовская кухня в Санкт-Петербург,

Памятные места

В Российском этнографическом музее хранится значительное количество экспонатов, характеризующих традиционную народную культуру не только эрзи и мокши, но еще трех небольших этнических групп мордвы: каратаев, терюхан и шокши. В основном музейное собрание содержит многочисленные материалы по одежде, преимущественно женской. Помимо одежды представлены утварь, орудия труда, предметы техники.

Комплектование коллекций, характеризующих национальные особенности быта и культуры мордвы, началось с 1902 года. За 12 лет интенсивной работы фонды музея пополнились большим количеством предметов, составивших основу коллекционного собрания. В это время с музеем сотрудничали многие деятели науки, культуры и образования. Среди них М.Е. Евсевьев, И.Н. Смирнов, С.И. Руденко, В.П. Шнейдер и другие.

Известные представители

Макар Евсевьевич Евсевьев (1864–1931) - мордовский ученый-просветитель, лингвист, фольклорист и этнограф, профессор высших учебных заведений Казани. Собранные им памятники традиционной культуры финно-угров Среднего Поволжья хранятся в музеях Хельсинки, Гамбурга, Берлина и других го-родов. В собрании Российского этнографического музея находится около 300 предметов мордовской культуры, собранных М.Е. Евсевьевым. 


Сергей Иванович Руденко (1885–1969) - выдающийся ученый-энциклопедист: этнолог, антрополог, археолог, гидролог, доктор технических наук, профессор Томского и Петроградского университетов, действительный член Русского географического общества, член Парижского антропологического общества, кавалер золотой медали имени П.П. Семенова-Тянь-Шанского. Первооткрыватель уникального Пызырыкского курганного комплекса, древней культуры Берингова моря. Его открытия в Горном Алтае принадлежат к числу всемирно известных достижений археологии. Мордовские коллекции С.И. Руденко содержат 182 предмета, среди них мужская и женская одежда, вышивки, украшения, утварь и т. п.

Иван Николаевич Смирнов (1856–1904) - известный этнограф, профессор Казанского университета, доктор исторических наук, член Общества археологии, истории и этнографии при Казанском университете, корреспондент Этнографического отдела Русского музея. Для музея им приобретено несколько коллекций, состоящих из 158 предметов мордовской одежды. Особый интерес представляет коллекция экспонатов, характеризующих культуру каратаев.

Варвара Петровна Шнейдер (1860–1941) - художница, искусствовед, собиратель памятников народного искусства; основатель, попечитель и преподаватель женской Высшей школы народного искусства. В начале XX века она посетила несколько губерний Поволжья и привезла девять коллекций, включающих 302 предмета.

В 1948 году к уже собранным музейным коллекциям добавились ценные собрания Музея народов СССР. Помимо архаичных образцов мордовской одежды, фонды музея пополнились редкой коллекцией одежды мордвы-терюхан.

С конца 1940-х годов Т.А.Крюкова, заведующая отделом этнографии Поволжья и Приуралья, осуществила несколько экспедиционных выездов в ряд районов Мордовской АССР. Кроме одежды разных хронологических периодов, из поездки ею привезены предметы гончарного производства и народно-изобразительного искусства. 


На сегодняшний день собрание по культуре мордвы составляет около 300 коллекций, состоящих из 7 тысяч единиц хранения. Наиболее интересные и характерные для культуры мордвы вещи демонстрируются на постоянной экспозиции «Народы Поволжья и Приуралья. Вторая половина XIX — начало XX века». На экспозиции показаны экспонаты, характеризующие не только культуру эрзи и мокши, но и других групп мордвы — каратаев, терюхан, шокши.

НКО в Петербурге

СПб Общественная организация «Санкт-Петербургская мордовская региональная диаспора «Вастома»

Дата регистрации: 04 ноября 1998 г.

Цели организации:

  • объединение граждан РФ, чьи национальные корни неразрывно связаны с Республикой Мордовия, с ее национальными, культурными и иными традициями;

  • пропаганда, а также возрождение и поддержание национальных и культурных традиций мордовского народа, проживающего на территории РФ и за ее пределами;

    разработка и реализация общественно-полезных программ, направленных на повышение уровня жизни граждан РФ путем создания дополнительных рабочих мест.


Задачи:

  • налаживание контактов и поиск земляков, проживающих в Санкт-Петербурге и за его пределами, внесших вклад в национальную культуру мордовского народа;

  • установление контактов с общественными организациями, представляющими другие национальности;

  • организация празднования дня образования Республики Мордовия;

  • организация подписки на газеты и журналы Республики Мордовия;

  • оказание правовой поддержки членам организации, а также представление их прав и интересов в органах государственной власти, органах местного самоуправления, судебных инстанциях в соответствии с целями и задачами организации;

  • культурно-просветительская и издательская деятельность;

  • содействие в разработке и реализации программ, направленных на создание дополнительных рабочих мест путем развития производства в сфере товаров народного потребления, а также продукции производствен-но-технического назначения;

  • содействие в реализации проектов и программ, направленных на строительство, реконструкцию, ремонт зданий и сооружений социально-культурного и иного назначения;

  • содействие в оказании качественных бытовых и медицинских услуг населению;

  • содействие в организации и проведении различных выставок и презентаций, связанных с уставной деятельностью организации;

  • развитие международных связей с организациями, осуществляющими аналогичную деятельность.

Председатель: Лабутин Павел Алексеевич



Некоммерческая организация «Фонд поддержки и развития мордовской культуры в Санкт-Петербурге и Ленинградской области «Шумбрат»

Дата регистрации: 27 декабря 2011 г.

Цели организации:
возрождение, сохранение, развитие и популяризация мордовской культуры и традиций мордовского народа , в том числе гармонизация национального воспитания и формирование культуры межнационального общения, оптимизация культуры делового общения среди представителей мордовского народа, проживающих на территории Санкт-Петербурга и Ленинградской области, а также направление имущества для достижения указанных целей.

Президент: Артемов Сергей Петрович

  • 16.07.2016
Возврат к списку




Яндекс.Метрика