Этнический состав Санкт-Петербурга


Латыши

Латыши


Общие сведения

Латыши — балтийский народ, составляющий 59,51 % населения Латвии (данные на 01.07.2011). Основной язык - латышский балтийской группы индоевропейской семьи. Верующие латыши - преимущественно лютеране и католики, есть также православные. Принято считать, что латыши появились в результате слияния древних балтийских (латгалы, курши, земгалы и селы) и финно-угорских (ливы) народов в XVII веке. Первым письменным свидетельством существования латышского языка является «Латышский катехизис» ("Lettisch Vademecum"), написанный в 1631 году Георгом Манцелем. Есть упоминание о из-данной в Германии в 1525 году на латышском языке и не сохранившейся «Лютеранской мессе».

Описание

Латыши Питера, Латышский Питер, Латышский Петербург, Латышские общины Петербурга, памятные места Латышского Петербурга,

Исторические данные

Латышская диаспора в РФ образовалась из трёх главных групп: «старых латышей», покинувших Латвию, начиная с середины XIX века; латышей, депортированных в период сталинских репрессий; и тех, кто добровольно переехал в советское время. Все латышские центры объединены в одну организацию - Съезд российских латышей.

До 1917 года на территории тогдашней Петербургской губернии проживало около 30 тысяч латышей-переселенцев из Латвии. Поселения латышей существовали и в Тверской, Псковской губерниях. После революции в Ленинграде работал педагогический техникум, готовивший кадры учителей для латышских школ Ленинградской области, выходила газета. Существовали компактные латышские поселения и латышский совхоз «Красный Латыш» в Тосненском районе. Вследствие репрессий и войны число ленинградских латышей значительно сократилось и сейчас в Ленинградской области они проживают в очень небольшом количестве.

Латышская колония в Петербурге была самой крупной и организованной среди латышской диаспоры в России. В начале ХIХ века (в 1818 году) латышей в Петербурге было около 700-750 человек.

Переселение части латышей в Петербург первоначально было связано с миграцией из Прибалтики онемеченных латышей. На начальной стадии переселения их было много, позднее к концу ХIХ века доля их среди латышского населения Петербурга стала снижаться. Связано это с тем, что на начальной стадии движения лидировали мигранты городского происхождения, в значительной степени онемеченные, а крестьянская миграция набирает силы позднее. В середине ХIХ века в городах Латвии (Лифляндской губернии) немецкое население было преобладающим. В результате можно говорить о стадии переселения, когда образовывались смешанные латышско-немецкие объединения, как приходы лютеранской церкви, пока не образовались отдельные латышские церковные приходы. Такие приходы гораздо дольше задерживались по сравнению с Петербургом в городах Петербург-ской губернии. Выходцы из Латгалии (восточной Латвии, в ХIХ-начале ХХ вв. - Витебской губернии), латыши, исповедовавшие католическую религию, могли быть записаны поляками. К концу ХIХ века увеличивается доля русскоязычных латышей, что было следствием русификации Прибалтики и результатом ассимиляции приезжих в Петербург, меняется соотношение между латышами Петербурга, говорившими на родном языке, и немецко-говорящими латышами при увеличении абсолютного числа приехавших. В 1859 году в приходе латышской церкви столицы было 2205 латышей и 1207 немцев, а в 1908 году в этом же приходе состояли 7,4 тыс. «латышей» и 2,6 тыс. «немцев». В конце ХIХ века на первое место выходит крестьянское переселение. Крепостная зависимость в Лифляндской губернии была отменена в 1819 году, дальнейшее освобождение латышских крестьян связано аграрными законами 1849-66 годов и особо с утверждением в 1863 году порядка выдачи паспортов, расширивших право крестьян на передвижение.

Численность латышей в Петербурге оценивается в 2,8 тыс. чел. в 1869 году, 4,5 тыс. в 1881, 5,4 тыс. в 1890, 10,6 тыс. в 1900, 18,5 тыс. в 1910. Как и у многих народов России, их представительство в столице начинает резко увеличиваться с середины 1890-х годов. Доля латышей среди населения Петербурга не превышала одного процента. По переписи 1897 года на столицу империи приходилась пятая часть латышской диаспоры России.

В 1869 году к военному сословию относилось 68 %, крестьян было 18 %, мещан и цеховых 12 %. Непосредственных выходцев из деревни было чуть больше 10 %. К 1897 году доля крестьян возросла до трех четвертей всей группы. В 1904 году около 8,5 тыс. латышей в Петербурге были крестьянами, 5,5 тыс. - выходцами из городов Прибалтики и уроженцами Петербурга. Особую группу составляли латыши-латгальцы, среди которых преобладало бедное крестьянство, по образу жизни и судьбам в Петербурге близкое к белорусам. В начале ХХ века они составляли до трети всех латышей Петербурга. Латгальцы работали на земляных работах, мощении улиц, строительстве железных дорог или на фабричных неквалифицированных работах.

Для латышской колонии Петербурга была характерна медленная ротация ее членов, сюда приезжали на заработки, мужчины проживали здесь период жизни от 20 до 35-40 лет, женщины от 16 до 30-35. Мужская часть населения заметно преобладала над женской. Редко кто обзаводился здесь семьей. Можно предположить достаточно быструю ассимиляцию оставшихся в Петербурге. Из 5,5 тыс. латышей Петербурга городского происхождения в 1904 году четверть была русскоязычных и почти 50 % немецкоязычных (по сравнению с 80 % в 1869 г.).

Из занятого в 1869 году городским трудом латышского населения в ремесле было представлено 13 %, на заводах работали 15 % латышей, достаточно высокая доля женщин нанималась прислугой. В 1897 году доля латышей среди прислуги, промышленных и заводских рабочих была близка их доле в населении города. В 1897 году около 30 человек были заняты творческими интеллектуальными профессиями, около 50 - врачебной и санитарной деятельностью.

Расселение латышей в Петербурге было этнически-нейтральным, на его фоне отмечается объяснимая тяга латгальцев, как выходцев из сельской местности к размещению в пригородах столицы.

С конца ХVII века латыши, служившие в гвардии и на флоте, посещали кирху Св.Михаила при I Кадетском корпусе, с 1835 года - церковь Градских богаделен. Настоящим центром латышской общины города стала Евангелически-лютеранская немецко-латышская церковь Христа Спасителя, именовавшаяся также латышской кирхой (Загородный, 62, 1847-49 , арх. В.Морган, перестроена в 1864-65 Н. Бенуа), ныне не сохранившаяся. При церкви имелись приюты, богадельня и две торговые школы.

Художник-передвижник К.ГУН был профессором Петербургской Академии художеств.

Петербург известен как центр младолатышского движения, развивавшего идеи национального возрождения. Столица Латвии Рига, в которой долгое время немецкое население численно преобладало, и которая была местом развития идеи единого народа Прибалтики на основе немецкой культуры, исключала условия для развития национальной латышской мысли.

Идеологи младолатышского движения могли себя проявить в местах рас- цвета общественной мысли, где массовые настроения не складывались неблагоприятно по отношению к латышскому языку и культуре.

В 1860-61 годы создатели дерптского кружка латышских студентов К. Вальдмар, Ю.Алунан и К. Барон избирают для себя местом деятельности вместо Дерпта (позднее Тарту) Петербург, где поступают на государственную службу.

Их главным достижением было издание в Петербурге в 1862-65 годы газеты «Peterburgas avises» (Петербургская газета). Газета распространялась в Латвии, а в столице была открыта латышская читальня. Издание газеты возобновилось в начале ХХ в. Одной из проблем, поднимаемых в ней, было противодействие немецкой ассимиляции, постоянной темой являлась критика «стыдливых латышей», ставших «псевдонемцами». На волне шедшей сверху в правлении Александра III критики немецкого присутствия в Прибалтике подобная направленность газеты получала одобрение властей и сочувствие либеральной общественности, возникла еще раньше идейная и организационная близость «младолатышей» и славянофилов.

Но все же Петербург не был тем местом, где могла бы беспрепятственно вестись критика засилья немецкой культуры, и газета была закрыта по требованию немецких пасторов столичной латышской общины. Тем не менее, притягательность Петербурга для национально мыслящей латышской интеллигенции сохранялась. Продолжалась издательская деятельность. Среди латышских периодических изданий чаще всего упоминают альманах «Дундури» (Оводы) (издатели П. Гутманис и М.Аусеклис).

В 1880-е годы при Петербургском университете студентами был организован кружок, занимавшийся историко-этнографическими исследованиями латышей, в его составе были Плекшан (будущий поэт Я.Райнис, 1865-1929) и П.Стучка (впоследствии известный революционер-большевик). Старейшим обществом, объединявшим латышей, проживавших в столице Российской империи, было «Благотворительное общество петербургских латышей», основанное в 1878 году. С 1895 по 1917 год действовало «Латышское общественное собрание», имевшее своей целью содействие общественной, культурной жизни латышей, проживавших в Петербурге. Духовно-нравственное развитие латышского населения города было определено задачей «Латышского общества образования «Отросток» (1911-1914 гг.). Изучение истории, культуры народа и их пропаганда являлись целями работы общества «Культура». В программу работы каждого общества входили непременные концерты, лекции, диспуты, развлекательные вечера.

В 1890 годы действовала студенческая группа, принадлежавшая к так называемому «новому течению», существовал кружок латышских художников. К этому времени относятся и действующие в Санкт-Петербурге латышское общество, имевшее отделения научно-литературное, общественно-экономическое и др., латышское музыкальное собрание. Свое объединение имели латгальцы, первоначальной формой которого было религиозное единство и земляческие связи. В конце 1890-х годов представители духовенства, учащейся молодежи и интеллигенции начали регистрацию латгальцев Петербурга и повели агитацию за создание их общества. Во главе движения были Ф.Трасун, К. Скринда, О.Скринда, Ф.Кемпс, Н. Ранцан. Итогом работы было образование в 1903 г. «Музыкального собрания латышей латгальцев», просуществовавшего до 1913 года и восстановленного в 1917 году. Его деятельность была сконцентрирована на обсуждении вопросов национальной культуры и языка, знакомстве с русской литературой (переводы произведений Ф.Достоевского), организации развлекательных вечеров. В обществе были созданы хор (рук. Я. Турс, ученик профессора Петербургской консерватории Я. Витола), симфонический оркестр, оркестр народных инструментов (основатель П.Лурин), театральный кружок. В 1910 году было организовано общество «Gaisma» (Свет), ставившее целью распространение просвещения среди латышей, оно издавало первую латгальскую газету под одноименным названием.

НКО в Петербурге

Местная общественная организация «Латышская национально-культурная автономия»

Дата регистрации: 29 марта 1999 года

Цели деятельности:

  • содействие сохранению и развитию национального языка, традиций и национальной культуры в различных формах. Создание культурных центров, фондов, учреждений и организаций культуры и образования, средств массовой информации и др., содействие участию граждан в просветительской и благотворительной деятельности, охране памятников истории и культуры, становлению национального образования и т. д.
  • содействие реализации и защите конституционных прав и свобод, национального достоинства, содействие борьбе с расизмом, национализмом во всех его формах и проявлениях;
  • содействие развитию сотрудничества и взаимопонимания с другими национальными объединениями, действующими на территории Санкт-Петербурга, Российской Федерации и за рубежом;
  • координация действий физических и юридических лиц – членов Автономии, представительство и защита их законных интересов и прав в органах государственной власти и управления;
  • обеспечение информационного обмена между членами Автономии.

Президент: Вовк Маргарита Витальевна.

Региональная общественная организация «Санкт-Петербургское Латышское общество»

Дата регистрации: 19 декабря 2011 года

Цели деятельности:

  • сохранение и развитие исторически сложившейся в Санкт-Петербурге латышской культуры;
  • содействие сохранению этнической идентичности постоянно или временно проживающих в Санкт-Петербурге латышей;
  • развитие культурных связей Санкт-Петербурга и Латвийской Республики.

Задачи:

  • изучение исторического и культурного наследия, связанного с жизнью латышей в Петербурге-Петрограде-Ленинграде;
  • обмен актуальной, объективной информацией между Санкт-Петербургом и Латвией, освещение различных аспектов жизни Латвии в средствах массовой информации Санкт-Петербурга;
  • распространение информации о деятельности Организации.

Председатель: Четверухина Ия Александровна

РОО «Латышское общество «Даугава» в Санкт-Петербурге»

Дата регистрации: 06 июля 2012 г.

Цели деятельности:

  • возрождение, сохранение и развитие исторически сложившейся в Санкт-Петербурге латышской культуры;
  • содействие сохранению этнической идентичности постоянно или временно проживающих в Санкт-Петербурге латышей;
  • развитие культурных связей Санкт-Петербурга и Латвийской Республики.

Задачи:

  • изучение исторического и культурного наследия, связанного с жизнью латышей в Петербурге-Петрограде-Ленинграде;
  • обмен актуальной, объективной информацией между Санкт-Петербургом и Латвией, освещение различных аспектов жизни Латвии в средствах массовой информации Санкт-Петербурга;
  • организация досуга членов Организации в соответствии с целями Организации с учетом их интересов и способностей;
  • распространение информации о деятельности Организации.

Председатель: Биндарс Эдвардс

  • 14.07.2016
Возврат к списку




Яндекс.Метрика