Общие сведения
Караи́мы - немногочисленная тюркская (или тюркоязычная) народность.
Караимы традиционно исповедуют караимизм, являющийся, по разным источникам, либо четвёртой, самой малочисленной авраамической религией, либо особым ответвлением от иудаизма. Богослужение проводилось и проводится не только на языке Ветхого Завета, но и на караимском, русском, польском языках и латыни.
Караимский язык относится к кыпчакской группе тюркских языков. Различаются северный (тракайский), южный (галичский) и крымский диалекты. В то время как первые два диалекта практический не изменились за последние пять веков, последний был подвержен в значительной мере влиянию турецкого языка во время турецкого господства в Крыму в 15-18 веке.
Исторические данные
Караимы представляют собой малочисленный народ, этногенез которого весьма сложен и вызывает множество споров. Происхождение караимов, как и сложение их религиозной принадлежности, связывается с историей ранних тюрок Евразии, восточных евреев и Хазарского каганата. Как ныне существующая этническая общность, караимы сложились на территории Крыма, с XIV века в Литве и Польше существует второй восточноевропейский очаг расселения караимов. В российской Империи религия караимов признавалась государством самостоятельной, и в их паспортах указывалось «вероисповедания караимского», с 1863 года существовал в официальных документах термин «русский караим». В 1897 году данные переписи указали число караимов в России в 12,8 тыс. человек. На заключительном этапе истории Российской империи по приблизительной оценке в России было около 14 тыс. караимов, объединенных в 40 общин (из них в Крыму - 5 тыс. человек и 9 общин).
Перепись 1897 года указала наличие в Петербурге 209 лиц мужского и 122 – женского пола, добавив, что из них 76 человек были по языку русскими, а 8 мужчин и 10 женщин – евреями, в такой трактовке отразилась сложность статистических данных как этнографического источника. Допускается, что в названную категорию по переписи вошли и русские сектанты-субботники. Одной из особенностей положения караимов в России XIX-начала XX веков было особо благожелательное отношение семьи Романовых к верхушке караимов, при тесных отношениях внутри этноса это выглядело как благосклонное отношение ко всем караимам. Лидерами караимов выдвигались даже пожелания о возведении всех караимов в звание почетных граждан, о получении ими некоторых прав российских дворян.
Возможно, причины симпатии царского дома восходят к эпизоду, когда во время визита Екатерины II в Крым в 1787 году ее спас, когда под ней испугался и понес конь, караим И.С.Джигит. Ответом императрицы был указ 1795 года, существенно облегчивший налогообложение караимов. В 1818 году Александр I останавливался в доме лидера крымской общины Хаджи-аги Симы Бабовича в Евпатории. В период правления Николая I отправившиеся в Петербург руководители караимской общины Х.-А.С.Бабович и И.С. Луцкий добились отмены указа 1827 года о рекрутском наборе. Александр II посетил в 1861 году священный для караимов, но уже заброшенный город Чуфут-Кале. Александр III лично знал гахана (религиозного главу) караимов С.М. Пампулова. В честь Александра III - и с его согласия духовное училище в Евпатории было названо Александровским (1895 г.). Его открытие произошло по инициативе И.И.Казаса (1833-1912), известного крымского просветителя, редактора караимских газет. Доверие к караимам было таким, что они находились в числе караульных, назначавшихся для охраны Ливадийского дворца, царской резиденции в Крыму. Об особом отношении к караимам говорит тот факт, что по случаю коронации Александра III Таврический (крымский) караимский гахан получил звание «Высочества». Николай II в 1916 году посещал дом С. Дувана и был в кенассе Евпатории.
Можно предположить, что внимание к караимам имело и мистическую подоплеку; известен тот факт, что в имении Ж. Бобовича жила и умерла баронесса Криднер, куда ее привело желание изучить их религию, так как она считала, что по вере караимы близки ранним христианам.
Свидетельством участия караимов в политической жизни Империи является участие в работе Государственной Думы как депутата I и III созывов С.С.Крыма (1867-1935), позднее основателя Таврического университета и председателя Совета Министров Республики Крым в 1920 году.
Следует отметить, успешность караимов на военной службе, в том числе и в столице. Существуют сведения, что в 1914 году в русской армии служило около 700 караимов, из них 500 офицеров.
Петербург был местом, где получили высшее образование многие выдающиеся караимы. В числе других институтов Петербурга, где учились караимы, упоминаются Техническое училище рисования барона Штиглица, Лесной институт и другие.
В 1862 году от караимского историографа и религиозного деятеля А.С. Фирковича (1787-1874) была приобретена большая коллекция рукописей на многих языках, дополненная после его смерти и составившая фонд его имени в Императорской Публичной библиотеке. Изучение наследия Фирковича представляет до сих пор один из самых сложных вопросов российского востоковедения, споры по которому были начаты крупными российскими гебраиста-ми Д.А.Хвольсоном и А.Я.Гаркави.
Петербургскими учеными караимская этнография изучалась во время поездок в Крым. Во время пребывания в Крыму члены императорской фамилии тоже выступили музейными собирателями. В 1861 году Александр II получил в дар полный наряд невесты, переданный в Дашковский музей в Москве, позднее он попал в Российский этнографический музей. Заметен обмен между русской и караимской культурами в области литературы, истории, религиоведении. В 1868 году Юсуфом Эраком были переведены на караимский язык «Бахчисарайский фонтан» и «Талисман» и напечатаны арабскими буквами с посвящением Казембеку - декану Факультета восточных языков Санкт-Петербургского университета, позднее по распоряжению Академии наук был издан сборник его переводов Пушкина, Лермонтова, Державина. В Санкт-Петербурге были изданы в 1894 году проповеди С.Ш.Пигита. В 1896 году В.В.Радловым в монографии «Опыт словаря тюркских наречий» были опубликованы около 470 караимских пословиц.
Караимами при малочисленности этноса был оставлен заметный след в экономической жизни страны. В начале ХХ века в России среди караимов насчитывалось 12 миллионеров. В Европе Россия занимала первое место по выпуску табачной продукции, в чем не малая заслуга караимов - организаторов табачного производства, в Петербурге находились гильзовые фабрики Айваза и Кушлю, рекламировались гильзы Катыка, петербургские табачные фабрики принадлежали семье Шапшалов. К числу крупных производств, принадлежавших караимским фабрикантам, называют машиностроительные заводы Айваза и Катлама, производство лито-графий Ефетова. Караимам Крыма было свойственно товарное садоводство, развившееся до вывоза продукции в большие города России. Многие из них были членами Императорского российского общества садоводов (основано в 1858 г.). Фруктовые магазины в Петербурге имели Бабовичи, С.Крым, А.Прик, А.Пастак, И.Шишман. Основными их товарами были несколько сортов халвы и рахат-лукума, томатная паста, консервы, сиропы, глазированные фрукты. В 1908 году многие из караимских садоводов получили премии на Всероссийской юбилейной промышленной выставке садоводства, плодоводства и огородничества.
В Петербурге также отмечается и такой вид мелкого производства как караимские прачечные и небольшие рестораны. Все большее распространение получала профессия бухгалтера.
По результатам всеобщей переписи населения 2002 года, в Российской Федерации проживает 354 караима. В Москве и Московской области проживают 138 караимов, в Санкт-Петербурге - 53 караима.
В Москве и Санкт-Петербурге организованы караимские общества, ведущие культурно-просветительскую и благотворительную работу: Культурно-просвети- тельная ассоциация караимов (руководитель - Казас Михаил Михайлович); Культурно-просветительная ассоциация караимов «Илк» (руководитель - Бабаджан Илья Семенович); Лига караимов России (руководитель - Фуки Илья Александрович). Среди известных караимов - разведчик, дипломат и историк Иосиф Ромуальдович Григулевич, композитор Самуил Моисеевич Майкапар, общественный деятель Соломон Самуилович Крым, актёр Сергей Тонгур. Активное участие в жизни караимских общин принимал Михаил Сарач - караимский филантроп и идеолог караимского национального движения: он оказывал значительную финансовую «братьям по крови», а его взгляды на происхождение караимов и караимскую религию оказали заметное влияние на развитие этнического самосознания караимов.
В настоящее время в России не зарегистрировано ни одной караимской религиозной общины. Караимские участки сохранились на еврейских кладбищах в Санкт-Петербурге, Ростове-на-Дону, Таганроге и Самаре. Кроме караимов этнических, на Юге России и в Ростове-на-Дону проживают этнические русские, исповедующие караимизм.
Известные представители
Казас Илья Ильич (1832—1912) - выдающийся караимский просветитель, педагог и поэт. Один из наиболее выдающихся членов караимской общины Крыма своей эпохи. И. Казас был высокообразованным человеком, знал 11 языков, из них 4 - древних. Закончив знаменитую в своё время образцовую школу Яшара Луцкого и «сочиняя стихотворения на величественном языке Библии», в течение 6 месяцев работал приказчиком в одном из модных одесских магазинов. С 1853 по 1855 гг. Казас И.И. учился в Московском университете, однако в октябре 1855 г., не закончив учёбу, поступил на факультет восточных языков Санкт-Петербургского университета. 16 сентября 1859 г. Казас И.И. с отличием окончил курс, защитив при этом степень кандидата наук и стал первым караимом с высшим образованием и научной степенью. Из Санкт-Петербурга Казас переехал в Одессу, где в 1859 году открыл частную караимскую школу.
Минаш Евгения Семеновна (1907-1972) - художница, основатель женского союза художниц Франции, благотворитель. Родилась в зажиточной семье в Петербурге. Во время гражданской войны семья покинула Россию; несколько месяцев прожила в Константинополе, после чего семья переехала в Прагу, а затем - в Париж.
В России имя Минаш было хорошо известно. Еще при жизни художницы (в 1964) в сборнике «Издательское Дело – Книговедение» появилась статья о ней, где упоминалось о том, что она иллюстрировала книги Омара Хайяма и Дидро. Она работа над рисунками перил, дверей, ворот, разных железных и бронзовых деталей, применяемых в архитектуре; писала картины на восточные темы; иллюстрировала две книги песен Билитис, сочинение «Рубаийат» Омара Хайяма, много работавшая в стиле Петербургского модерна. Главная тема её творчества – прекрасное. Ни уродства, ни распада, но очарование совершенных линий, прелесть мягких красок, их радостная гармония, вызывающая ответную радость в душе зрителя. Она любила писать детей, стройных обнаженных женщин, выразительные женские портреты, цветы, плоды и листья, претворенные умелой стилизацией в прелестные узоры.
Шапшал Сергей Маркович (Хаджи Серая Хан Шапшал) - караимский филолог, ориенталист, доктор филологических наук, профессор, уллу газзан (старший священнослужитель караимов), позднее гахам – верховный иерарх, глава караимских религиозных общин. (1873-1961).
Родился в семье садовода. С 1884 г. в Санкт-Петербурге учился сначала в Охтенском ремесленном училище, затем в гимназии. Окончив гимназию в 1894 г., поступил в Петербургский университет на факультет восточных языков. Окончил университет в 1899 г. и был оставлен при университете. В 1901-1908 гг. в Иране изучал азербайджанский и персидский языки, преподавал русский язык и общеобразовательные предметы в Тебризе, затем – возвращается в Петербург.
По возвращении работал в Петербургском университете лектором турецкого языка и переводчиком восточных языков в Министерстве иностранных дел. В 1915 г. избран на пост Главы (Гахама) Караимского духовного правления Таврического и Одесского в Евпатории. В 1919 г. бежал из Крыма, с отступающими деникинскими войсками, сначала на Кавказ, а оттуда в Турцию, в Стамбул, где занял должность переводчика в банке. Жил и работал в Литве. Является автором трёхъязычного «Караимско-русско-польского словаря»; создателем доктрины деиудаизации караимской религии и истории; собрал уникальную коллекцию караимских древностей и предметов караимского быта, произведений декоративно-прикладного искусства, оружия, документов. Был инициатором создания в Троках караимского музея.
Безикович Абрам Самойлович - русский математик. (1891-1970). Родился на Украине. В 1908 окончил Бердянскую гимназию и поступил на математическое отделение физико-математического факультета Санкт-Петербургского университета. Окончив университет с дипломом 1-й степени в 1912 г., стал готовиться к получению профессорского звания. В марте 1915 г. Безикович А.С. закончил сдачу магистерских экзаменов и опубликовал свою первую печатную научную работу по теории вероятностей. Став в 1917 г. приват-доцентом Петроградского университета, он был направлен в учрежденный в 1916 г. Пермский университет в качестве экстраординарного профессора по кафедре математики физико-математического факультета. В период гражданской войны был назначен ректором Пермского университета. В 1920 г. - вернулся в Петроград.
В ноябре 1924 г. Безикович А.С. получил Рокфеллеровскую стипендию для научных занятий за рубежом, но не получив разрешения властей на эту поездку, нелегально покинул Советскую Россию. С 1927 г. жил в Кембридже, где сначала работал лектором университета, а с 1930 г. – стал штатным сотрудником Тринити-колледжа. В 1950 г. был приглашен на должность заведующего кафедрой математики, которую занимал до выхода на пенсию в 1958 г. После выхода на пенсию Безикович А.С. в течение нескольких лет читал лекции как приглашенный профессор в различных университетах США.
Дуван Яков Вениаминович (1842–1901) - караимский учёный и педагог, внук первого учителя И.И. Казаса Авраама «Абен-Яшара» Луцкого. Дуван служил меламмедом (учителем) в Одессе в годы, когда там жил и работал И.И. Казас. В 1868 г. он переехал в Санкт-Петербург. Дуван Я.В. – автор первого караимского катехизиса с русским переводом «Эзод дат га Караим» («Основы караимского закона»).
Минаш Сима Исакович – архитектор ряда жилых домов в Санкт-Петербурге (1878-1945). Он является автором архитектурных решений дома Воейкова и домов по адресам: Невский- 72 «Б» и Каменно-Островский-19 (1902-1914 гг.) и внутренней отделки Витебского вокзала (1902-1904).
Майкапар Самуил Моисеевич – известный пианист и композитор, преподаватель Петроградской консерватории, музыкальный писатель. По происхождению - караим. (1867-1938). Разносторонне одаренный музыкант, он был известен как автор целого ряда фортепианных пьес для детей и юношества. Большую популярность завоевали его цикл фортепианных миниатюр «Бирюльки», романсы и «Музыкальный слух». Вскоре после рождения семья Майкапара переехала из Херсона в Таганрог, где он поступил в Таганрогскую гимназию. Музыкой начал заниматься с 6 лет у Г. Молла. В 1885г. переехал в Петербург и поступил в консерваторию, параллельно занимался на юридическом факультете Санкт-Петербургского университета (окончил в 1891 г.). По окончании консерватории в 1893 г. до 1898 г. совершенствовался как пианист под руководством Т.Лешетицкого, концертировал в Берлине, Лейпциге, Санкт-Петербурге, Москве и других городах. С 1910 г. по 1930 г. преподавал фортепиано в Петербургской консерватории.
Павлова Анна Павловна - русская артистка балета, одна из величайших балерин XX века. (1881-1931). После окончания Вагановского училища, в 1899 г. была принята в труппу Мариинского театра. Танцевала партии в классических балетах «Щелкунчик», «Конёк-Горбунок», «Раймонда», «Баядерка», «Жизель». В 1906 г. стала ведущей танцовщицей труппы. Большое влияние на её исполнительскую манеру оказала совместная работа с балетмейстерами А. Горским и особенно М. Фокиным. Анна Павлова исполняла главные роли в балетах М. Фокина «Шопениана», «Павильон Армиды», «Египетские ночи» и др. В 1907 г. на благотворительном вечере в Мариинском театре Анна Павлова впервые исполнила поставленную для неё М. Фокиным хореографическую миниатюру «Лебедь» (позже «Умирающий лебедь»), ставшую впоследствии одним из символов русского балета XX века. В 1909 г. участвовала в «Русских сезонах» С. Дягилева в Париже, положивших начало её мировой известности. В 1910 г. создала собственную труппу, с которой гастролировала во многих странах мира. Специально для труппы А. Павловой М. Фокиным были поставлены несколько балетов. Среди них — «Семь дочерей горного короля». Последнее выступление балерины в Мариинском театре состоялось в 1913 г, а в России – в 1914 г., после чего она обосновалась в Англии и в Россию больше не возвращалась.
Юткевич Сергей Иосифович - режиссёр, художник, теоретик кино. (1904-1985). Родился в Петербурге. В 1938 г., поставив картину «Человек с ружьём», режиссёр обратился к теме «ленинианы», ставшей ведущей в его творчестве - впоследствии им были сняты «Рассказы о Ленине» (1958 г.), «Ленин в Польше» (1966 г.), «Ленин в Париже» (1981 г.). Значительным событием в мировом кинематографе стала его экранизация трагедии У. Шекспира «Отелло» (1955 г.), в которой заглавную роль ярко сыграл Сергей Бондарчук. Сергей Юткевич преподавал во ВГИКе.
Ельяшевич Михаил Александрович - советский и белорусский физик (1908-1996). Академик Национальной академии наук Беларуси (1956 г.), доктор физико-математических наук (1945 г.), профессор (1948 г.). Заслуженный деятель науки БССР (1978 г.). Ельяшевич родился в Мюнхене. В 1935 г. поступил на физический факультет Ленинградского университета. После его окончания, решив стать теоретиком, в 1931 г. он перешел в Институт химической физики АН СССР. В 1937 г. защитил кандидатскую диссертацию, в 1944 г. – докторскую. Со второй половины 1940-х участвовал в реализации советской ядерной программы. Одновременно в 1946-51 гг. он заведовал кафедрой Ленинградского института точной механики и оптики, в 1952-54 преподавал в Ленинградском педагогическом институте имени Герцена. В 1956 г. стал академиком АН БССР, переехал в Минск, возглавил лабораторию Института физики (до 1979 г.).
НКО в Петербурге
Санкт-Петербургский национально-культурный центр караимов
Дата регистрации: 22 сентября 1992 года
Цели деятельности:
- укрепление и развитие национального самосознания караимов;
- воспитание членов центра в духе дружбы народов.
Председатель Правления: Айваз Роман Арамович
- 13.07.2016