Этнический состав Санкт-Петербурга


Белорусы

Белорусы

С первых дней основания Петербурга в его строительстве участвовали крестьяне с западных территорий России; приток мигрантов увеличился после реформы 1860 года, в основном это были отходники, приехавшие в столицу в поисках заработков. Предпосылкой появления белорусов в Петербурге является включение бело-русских земель в состав Российской империи к XVIII веку, но заметным их присутствие становится столетие спустя.

Численность белорусов в Петербурге менялась следующим образом: в 1869 году – 3 тыс. чел., в 1881 – 7 тыс. чел., в 1890 –13 тыс. чел., в 1900 - 42 тыс. чел., в 1910 – 70 тыс. человек. В 1910 году доля белорусов в составе населения города не превышала 3,7 %. Закрепившись в Петербурге, многие из белорусских переселенцев в дальнейшем причисляли себя к русским. Считается, что среди их потомков ассимилировалось свыше 80 %.

Большинство переселенцев происходило из среды малоземельного крестьянства, типичного для белорусских земель, поэтому сам процесс переселения белорусов стал фиксироваться со второй половины Х1Х века, когда появилась возможность самостоятельной крестьянской миграции. Предположительно какая-то часть белорусского населения вливалась в трудовые массы Петербурга и ранее, в виде тех, кого помещики сдавали на дорожные работы в качестве землекопов и других низко квалифицированных рабочих.

Среди городского трудящегося населения белорусские крестьяне первоначально попадали преимущественно на неквалифицированные работы. Они занимались мощением улиц, земляными работами, привлекались к подсобным работам в строительстве. Многие попадали в услужение, особенно, женщины.

К концу ХХ века белорусы были представлены среди промышленных рабочих Петербурга: в кораблестроительной промышленности, среди металлистов и текстильщиков, работников железной дороги. Отмечена занятость женщин-белорусок на текстильных и табачных фабриках. Доля переселенцев мещан была значительно меньше крестьянского потока. Низка доля белорусов среди ремесленников и отсутствуют сведения о белорусах среди городской буржуазии и служащих Петербурга.

После запрета по результатам подавления польского восстания в Западном крае книгопечатания латинским шрифтом единственное, что можно было открыто печатать на белорусском языке, были фольклорные тексты. Поэтому круг национальной интеллигенции состоял преимущественно из ученых-фольклористов. Подобная деятельность легче протекала в столицах, дававших прибежище интеллектуалам. В Петербурге проживали, работали или издавали свои сочинения белорус-ские этнографы–фольклористы, такие П.Шейн, Е.Романов, М.Янчук, У.Добровольский, Е.Карский, П.Бессонов.

В 1870-е годы в Петербурге белорусским фольклористом и языковедом И.Носовичем были изданы «Словарь белорусского наречия», «Белорусские песни», «Сборник белорусских пословиц». В начале ХХ века здесь была опубликована трехтомная монография Е.Карского «Белорусы», которая заложила основы научного изучения белорусской культуры. Особенностями становления белорусской интеллигенции на столичной почве была ее связь со студенческой средой Петербурга, что способствовало принятию радикальных настроений, характерных для кружков университетской молодежи, а также обращение к тематике национального самоопределения. В этом плане показательно, что идеи последнего в среде белорусских интеллектуалов Петербурга последней четверти ХIХ века формировались в русле двух основных потоков национального движения многих российских народов. В рамках одного из них, революционно-демократического, существовал в 1880 годы кружок под руководством А.Марченко и Х.Ратнера, включавший студентов-белорусов и рассматриваемый нашими современниками как филиал революционной организации «Народная воля». Кружок выпустил два номера гектографированного журнала «Гоман» на рус-ском языке, где излагались идеи областной самостоятельности Белоруссии в рамках демократической федеративной России. Члены же кружка «Польское коло» или «Кружка польской, литовской, белорусской и малороссийской молодежи», состоявшего в 1890-е годы из студентов Технологического института, скорее, исповедовали идеи регионального своеобразия с элементами языковой автономии. Условия-ми вхождения в члены кружка были земляческое единство и владение польским языком. В состав кружка входил Адам Гурынович, считающийся одни из основоположников белорусской литературы.

В 1900 годы кружки белорусских студентов в Петербурге сосредоточились, в основном, на историко-фольклорной проблематике. Так в Петербургском университете в 1906 году возник кружок под руководством А.Розенфельда. Ему сопутствовал действовавшей на более широкой основе и существовавший неофициально кружок под руководством Б.Эпимаха-Шипилы, известного своей просветительской деятельностью еще в 1880 годы. Одновременно активизировалась издательская деятельность, ориентированная на белорусов империи. В 1906 году было основано издательство «Заглянет солнце и в наше оконце», выпустившее букварь и книжку для детей «Первое чтение». Существовали, правда, недолго и другие издательства. В 1912-13 гг. вышло три номера журнала «Молодая Беларусь».

В этническом составе населения Петербурга белорусы составляли: в 1869 году - 3 тыс. чел. - 0,4%; в 1891 году - 7 тыс. чел. - 0,8%; в 1890 году - 13 тыс. чел. - 1,4%; в 1900 году- 42 тыс. чел. - 2,9%; в 1910 году - 17тыс. чел. - 0,9%. По данным переписи 1959 года в Санкт-Петербурге проживало 47,3 тыс. чел.; в 1970 году - 64,6 тыс. чел.; 1989 году - 93,6 тыс. человек.

Согласно Переписи населения 2002 года количество белорусов в Санкт-Петербурге составляло 54,5 тыс. человек (1,2 % населения города).



С первых дней основания Петербурга в его строительстве участвовали крестьяне с западных территорий России; приток мигрантов увеличился после реформы 1860 года, в основном это были отходники, приехавшие в столицу в поисках заработков. Предпосылкой появления белорусов в Петербурге является включение бело-русских земель в состав Российской империи к XVIII веку, но заметным их присутствие становится столетие спустя.

Численность белорусов в Петербурге менялась следующим образом: в 1869 году – 3 тыс. чел., в 1881 – 7 тыс. чел., в 1890 –13 тыс. чел., в 1900 - 42 тыс. чел., в 1910 – 70 тыс. человек. В 1910 году доля белорусов в составе населения города не превышала 3,7 %. Закрепившись в Петербурге, многие из белорусских переселенцев в дальнейшем причисляли себя к русским. Считается, что среди их потомков ассимилировалось свыше 80 %.

Большинство переселенцев происходило из среды малоземельного крестьянства, типичного для белорусских земель, поэтому сам процесс переселения белорусов стал фиксироваться со второй половины Х1Х века, когда появилась возможность самостоятельной крестьянской миграции. Предположительно какая-то часть белорусского населения вливалась в трудовые массы Петербурга и ранее, в виде тех, кого помещики сдавали на дорожные работы в качестве землекопов и других низко квалифицированных рабочих.

Среди городского трудящегося населения белорусские крестьяне первоначально попадали преимущественно на неквалифицированные работы. Они занимались мощением улиц, земляными работами, привлекались к подсобным работам в строительстве. Многие попадали в услужение, особенно, женщины.

К концу ХХ века белорусы были представлены среди промышленных рабочих Петербурга: в кораблестроительной промышленности, среди металлистов и текстильщиков, работников железной дороги. Отмечена занятость женщин-белорусок на текстильных и табачных фабриках. Доля переселенцев мещан была значительно меньше крестьянского потока. Низка доля белорусов среди ремесленников и отсутствуют сведения о белорусах среди городской буржуазии и служащих Петербурга.

После запрета по результатам подавления польского восстания в Западном крае книгопечатания латинским шрифтом единственное, что можно было открыто печатать на белорусском языке, были фольклорные тексты. Поэтому круг национальной интеллигенции состоял преимущественно из ученых-фольклористов. Подобная деятельность легче протекала в столицах, дававших прибежище интеллектуалам. В Петербурге проживали, работали или издавали свои сочинения белорус-ские этнографы–фольклористы, такие П.Шейн, Е.Романов, М.Янчук, У.Добровольский, Е.Карский, П.Бессонов.

В 1870-е годы в Петербурге белорусским фольклористом и языковедом И.Носовичем были изданы «Словарь белорусского наречия», «Белорусские песни», «Сборник белорусских пословиц». В начале ХХ века здесь была опубликована трехтомная монография Е.Карского «Белорусы», которая заложила основы научного изучения белорусской культуры. Особенностями становления белорусской интеллигенции на столичной почве была ее связь со студенческой средой Петербурга, что способствовало принятию радикальных настроений, характерных для кружков университетской молодежи, а также обращение к тематике национального самоопределения. В этом плане показательно, что идеи последнего в среде белорусских интеллектуалов Петербурга последней четверти ХIХ века формировались в русле двух основных потоков национального движения многих российских народов. В рамках одного из них, революционно-демократического, существовал в 1880 годы кружок под руководством А.Марченко и Х.Ратнера, включавший студентов-белорусов и рассматриваемый нашими современниками как филиал революционной организации «Народная воля». Кружок выпустил два номера гектографированного журнала «Гоман» на рус-ском языке, где излагались идеи областной самостоятельности Белоруссии в рамках демократической федеративной России. Члены же кружка «Польское коло» или «Кружка польской, литовской, белорусской и малороссийской молодежи», состоявшего в 1890-е годы из студентов Технологического института, скорее, исповедовали идеи регионального своеобразия с элементами языковой автономии. Условия-ми вхождения в члены кружка были земляческое единство и владение польским языком. В состав кружка входил Адам Гурынович, считающийся одни из основоположников белорусской литературы.

В 1900 годы кружки белорусских студентов в Петербурге сосредоточились, в основном, на историко-фольклорной проблематике. Так в Петербургском университете в 1906 году возник кружок под руководством А.Розенфельда. Ему сопутствовал действовавшей на более широкой основе и существовавший неофициально кружок под руководством Б.Эпимаха-Шипилы, известного своей просветительской деятельностью еще в 1880 годы. Одновременно активизировалась издательская деятельность, ориентированная на белорусов империи. В 1906 году было основано издательство «Заглянет солнце и в наше оконце», выпустившее букварь и книжку для детей «Первое чтение». Существовали, правда, недолго и другие издательства. В 1912-13 гг. вышло три номера журнала «Молодая Беларусь».

В этническом составе населения Петербурга белорусы составляли: в 1869 году - 3 тыс. чел. - 0,4%; в 1891 году - 7 тыс. чел. - 0,8%; в 1890 году - 13 тыс. чел. - 1,4%; в 1900 году- 42 тыс. чел. - 2,9%; в 1910 году - 17тыс. чел. - 0,9%. По данным переписи 1959 года в Санкт-Петербурге проживало 47,3 тыс. чел.; в 1970 году - 64,6 тыс. чел.; 1989 году - 93,6 тыс. человек.

Согласно Переписи населения 2002 года количество белорусов в Санкт-Петербурге составляло 54,5 тыс. человек (1,2 % населения города).

Общие сведения

Первый зафиксированный письменно прецедент употребления термина «белорус» как самоназвания выходцев с современной этнической территории Белоруссии относится к 1586 году. К концу 19 века данный термин полностью закрепился за населением современной территории Белоруссии. До 18 века наряду с самоназванием «белорусы» наиболее часто употреблялись самоназвания «русины» и «литвины». Белорусы (белор. беларусы) - восточнославянский народ, этнос, нация. Общая численность около 9,4 млн. человек. Проживают преимущественно на территории Республики Беларусь, где являются доминирующей национальностью (83,7 % в 2009 г.). Значительное число белорусов населяют смежные с Белоруссией территории России, Польши, Украины, Латвии, Литвы, где являются национальным меньшинством. Белорусы также широко расселились по территории бывшего СССР, а также мигрировали в ряд стран за его пределами.

Белорусский язык - один из трёх восточнославянских языков, национальный язык белорусов, распространён в основном в Республике Беларусь. Государственный язык Беларуси (наравне с русским). Общее число владеющих — примерно 7 миллионов человек.

Верующие белорусы - в основном православные (до разделов Речи Посполитой основной религией была греко-католическая церковь). По данным Католической церкви, католики составляют 14,5 % населения Белоруссии (св. 1,4 млн. человек). Число католиков-белорусов выросло с 2002 года по 2009 год с 0,8 млн. до 1,1 млн., а доля католиков среди этнических белорусов выросла с 10 % до 14 %.


Исторические данные

С первых дней основания Петербурга в его строительстве участвовали крестьяне с западных территорий России; приток мигрантов увеличился после реформы 1860 года, в основном это были отходники, приехавшие в столицу в поисках заработков. Предпосылкой появления белорусов в Петербурге является включение бело-русских земель в состав Российской империи к XVIII веку, но заметным их присутствие становится столетие спустя.

Численность белорусов в Петербурге менялась следующим образом: в 1869 году – 3 тыс. чел., в 1881 – 7 тыс. чел., в 1890 –13 тыс. чел., в 1900 - 42 тыс. чел., в 1910 – 70 тыс. человек. В 1910 году доля белорусов в составе населения города не превышала 3,7 %. Закрепившись в Петербурге, многие из белорусских переселенцев в дальнейшем причисляли себя к русским. Считается, что среди их потомков ассимилировалось свыше 80 %.

Большинство переселенцев происходило из среды малоземельного крестьянства, типичного для белорусских земель, поэтому сам процесс переселения белорусов стал фиксироваться со второй половины Х1Х века, когда появилась возможность самостоятельной крестьянской миграции. Предположительно какая-то часть белорусского населения вливалась в трудовые массы Петербурга и ранее, в виде тех, кого помещики сдавали на дорожные работы в качестве землекопов и других низко квалифицированных рабочих.

Среди городского трудящегося населения белорусские крестьяне первоначально попадали преимущественно на неквалифицированные работы. Они занимались мощением улиц, земляными работами, привлекались к подсобным работам в строительстве. Многие попадали в услужение, особенно, женщины.

К концу ХХ века белорусы были представлены среди промышленных рабочих Петербурга: в кораблестроительной промышленности, среди металлистов и текстильщиков, работников железной дороги. Отмечена занятость женщин-белорусок на текстильных и табачных фабриках. Доля переселенцев мещан была значительно меньше крестьянского потока. Низка доля белорусов среди ремесленников и отсутствуют сведения о белорусах среди городской буржуазии и служащих Петербурга.

После запрета по результатам подавления польского восстания в Западном крае книгопечатания латинским шрифтом единственное, что можно было открыто печатать на белорусском языке, были фольклорные тексты. Поэтому круг национальной интеллигенции состоял преимущественно из ученых-фольклористов. Подобная деятельность легче протекала в столицах, дававших прибежище интеллектуалам. В Петербурге проживали, работали или издавали свои сочинения белорус-ские этнографы–фольклористы, такие П.Шейн, Е.Романов, М.Янчук, У.Добровольский, Е.Карский, П.Бессонов.

В 1870-е годы в Петербурге белорусским фольклористом и языковедом И.Носовичем были изданы «Словарь белорусского наречия», «Белорусские песни», «Сборник белорусских пословиц». В начале ХХ века здесь была опубликована трехтомная монография Е.Карского «Белорусы», которая заложила основы научного изучения белорусской культуры. Особенностями становления белорусской интеллигенции на столичной почве была ее связь со студенческой средой Петербурга, что способствовало принятию радикальных настроений, характерных для кружков университетской молодежи, а также обращение к тематике национального самоопределения. В этом плане показательно, что идеи последнего в среде белорусских интеллектуалов Петербурга последней четверти ХIХ века формировались в русле двух основных потоков национального движения многих российских народов. В рамках одного из них, революционно-демократического, существовал в 1880 годы кружок под руководством А.Марченко и Х.Ратнера, включавший студентов-белорусов и рассматриваемый нашими современниками как филиал революционной организации «Народная воля». Кружок выпустил два номера гектографированного журнала «Гоман» на рус-ском языке, где излагались идеи областной самостоятельности Белоруссии в рамках демократической федеративной России. Члены же кружка «Польское коло» или «Кружка польской, литовской, белорусской и малороссийской молодежи», состоявшего в 1890-е годы из студентов Технологического института, скорее, исповедовали идеи регионального своеобразия с элементами языковой автономии. Условия-ми вхождения в члены кружка были земляческое единство и владение польским языком. В состав кружка входил Адам Гурынович, считающийся одни из основоположников белорусской литературы.

В 1900 годы кружки белорусских студентов в Петербурге сосредоточились, в основном, на историко-фольклорной проблематике. Так в Петербургском университете в 1906 году возник кружок под руководством А.Розенфельда. Ему сопутствовал действовавшей на более широкой основе и существовавший неофициально кружок под руководством Б.Эпимаха-Шипилы, известного своей просветительской деятельностью еще в 1880 годы. Одновременно активизировалась издательская деятельность, ориентированная на белорусов империи. В 1906 году было основано издательство «Заглянет солнце и в наше оконце», выпустившее букварь и книжку для детей «Первое чтение». Существовали, правда, недолго и другие издательства. В 1912-13 гг. вышло три номера журнала «Молодая Беларусь».

Памятные места

  1. ул. Аскаленко. От Приморского проспекта до Школьной улицы. Название дано 15 мая 1965 года в честь Героя СССР летчика Д.Е. Аскаленко.

  2. Бобруйская ул. От ул. Комиссара Смирнова до Лесного проспекта. Название дано с 1941 года в честь г. Бобруйска Белорусской Республики.

  3. Белорусская улица. От Хасанской до пр. Косыгина. Названа в 1976 году.

  4. ул. Бонч-Бруевича. От угла Смольного пр. и Ярославской улицы до Тульской улицы. Названа в 1964 году в честь революционера, директора Музея религии и атеизма.

  5. ул. Володи Ермака. От наб р. Пражки до пр. Римского-Корсакова. Названа в 1964 году в честь Героя СССР.

  6. Витебская улица. От Дровяного пер. до Лоцманской ул. С 1991 года пере-именована в ул. Войтика.

  7. Витебская площадь. Между Загородным пр. и Витебским вокзалом.

  8. Витебский проспект. От Парковой до Дунайского пр.

  9. ул. Глинки. От наб. р. Мойки до пр. Римского-Корсакова.

  10. Гомельская ул. Параллельна ул. Курчатова.

  11. ул. К. Заслонова. От пересечения Лиговского пр. и Разъезжей ул. до наб. Обводного канала. В 1953 году названа – в честь партизана К. Заслонова (1909 – 1942 гг.)

  12. ул. Костюшко. От Кубинской ул. до ул.Варшавской.

  13. ул. Смолячкова. От Выборгской наб. до Лесного пр. Названа в честь белорусского снайпера в 1952 году.

  14. ул. Софьи Ковалевской. Названа в 1965 году.

Известные представители

Михаил Иванович Глинка – родился в селе Новоспасском. В 1836 году в Петербурге состоялась премьера его оперы «Жизнь за царя», имевшая оглушительный успех. В Санкт-Петербурге установлен памятник М. Глинке в 1906 году (скульптор Р. Р. Бах). В строительстве многих соборов Петербурга принимали участие белорусы: инженер Климент Ляшевич, профессор Академии художеств Никодим Сильванович помогали при постройке Исаакиевского Собора. Одним из авторов новой городской концепции «рациональной архитектуры» стал петербургский архитектор белорусского происхождения Аполинар Красовский(1816 – 1875 гг.).

Многое для архитектуры города сделал Лев Петрович Шишко: он стал одним из авторов реставрации Александро-Невской Лавры, автор проекта архива библиотеки Духовной академии, здания на пересечении Загородного пр. и Звенигородской улицы и многих других.

Первым академиком белорусского происхождения Петербургской Академии наук стал Александр Онуфриевич Ковалевский (1840 – 1901гг.), биолог, эмбриолог, физиолог беспозвоночных, специалист по экспериментальной гистологии. Он внес большой вклад в развитие науки в Петербургском университете.

Михаил Михайлович Пржевальский (1839 – 1888 гг.) родился в селе Кимбарава Смоленского уезда. В Петербурге читал лекции о природе Уссурийского края, совершил экспедиции в Уссурийск, Сихотэ-Алинь, в страны Средней Азии. В Петербург привез богатейшие ботанические и зоологические коллекции (больше 35 000 наименований). Его именем названы некоторые виды растений и животных, среди них дикая лошадь, дикий верблюд, тибетский медведь. Почетный член Петербургской Академии Наук (1878 г.), почетный гражданин Санкт-Петербурга (1880 г.). В 1892 году в центре Петербурга (в сквере у Адмиралтейства) был открыт памятник Пржевальскому скульпторов И.Шредера и Р.Рунеберга. У подножия па-мятника лежит бронзовый верблюд. Одним из наиболее известных специалистов по истории Греции и Рима был Михаил Семенович Кутарга. Он родился в 1809 году в Могилевской губернии и был младшим братом профессора Петербургского университета С. С. Кутарги.

Крачковский Игнат Юлианович (1883-1951гг.), востоковед. Один из основателей российской арабистики. Автор трудов по литературе, языку, истории, культуре арабов в средние века и новое время, русского перевода Корана и комментариев к нему. Занимался описанием арабских рукописей в отечественных собраниях, опубликовал многие памятники средневековой и новой арабской литературы. Организатор изучения арабских источников по истории народов России.

Известные циркачи Якуб Чаховской, Эдуард Валянко развили цирковое искусство в Петербурге. В 1913 году Якуб Чаховской получил международную награду за выдающийся атлетический номер – перенос на одной руке 6 человек. Поднимал также помост с оркестром в 30 человек.

Выдающийся белорусский поэт Янко Купала (Иван Луцевич) жил в Петербурге в 10-е годы XX столетия (1882-1942гг.). В Петербурге установлена мемориальная доска на доме, где жил поэт: в 1955 году первоначально установлена; в 1993 возобновлена (В.О., 4-я линия, 45).

Предки великого композитора Дмитрия Шостаковича родом из Мадзельского района Белоруссии. В 1923 году Шостакович окончил консерваторию по классу фортепиано, а в 1925 году - по классу композиции (у М.О.Штейнберга). Его дипломной работой была Первая симфония.

Адреса, связанные с жизнью Шостаковича, в Санкт-Петербурге – Петрограде - Ленинграде: 12.09.1906-1910 гг. - Подольская улица, д.2, кв.2; 1910-1914 гг. Николаевская улица, д. 16, кв. 20; 1914-1934 гг. - Николаевская улица, д.9, кв. 7; 1934 г. - осень 1935 года - Дмитровский переулок, д.3, кв. 5; осень 1935-1937 г. - дом Рабочего жилищно-строительного кооперативного товарищества работников искусств по Кировскому проспекту, д.14, кв. 4; 1938 г.- до 30.09.1941 г. - доходный дом Первого Российского страхового общества, по адресу: Кронверкская улица, д. 29, кв. 5; 30.09.1941 г. – 1973 г. - гостиница «Европейская», ул. Ракова, д. 7; с 1973 по 1975 гг. – ул. Желябова, д. 17, кв. 1.

Игорь Корнелюк – популярный композитор в 1980-1990-е гг. Родился в Бресте в 1962 г. Закончил музыкальное училище при Ленинградской консерватории, затем – композиторский факультет консерватории.

Жорес Иванович Алферов – почетный гражданин Витебска, Санкт-Петербурга и Минска. Родился 15 марта 1930 года в г. Витебске (Белоруссия). В 1952 году окончил факультет электроники Ленинградского электротехнического института им. В.И.Ульянова (Ленина). Кандидат технических наук (1961), доктор физико-математических наук (1970), профессор (ЛЭТИ) - с 1972 года. С 1953 года Жорес Иванович работает в Физико-техническом институте им. А.Ф.Иоффе РАН; с 1987 по настоящее время занимает в институте пост директора. С 1990 по 1991 год - вице-президент АН СССР, председатель Президиума Ленинградского научного центра, с 1991 года по настоящее время - вице-президент РАН, председатель Президиума Санкт-Петербургского научного центра РАН. В 2000 году Шведская Королевская Академия наук присвоила Жоресу Ивановичу Алферову Нобелевскую премию по физике. Жорес Алферов учредил Фонд поддержки образования и науки для поддержки талантливой учащейся молодежи, содействия ее профессиональному росту, поощрения творческой активности в проведении научных исследований в приоритетных областях науки. Первый вклад в Фонд был сделан Жоресом Алферовым из средств Нобелевской премии.

НКО в Петербурге

Региональная белорусская национально-культурная автономия Санкт-Петербурга (БНКА СПб)

Дата регистрации: Организация создана в 2000 году, зарегистрирована 23 июля 2001 года. Учреждена межрегиональной общественной организацией «Бело-русская община Санкт-Петербурга и Ленинградской области», межрегиональным общественно-патриотическим союзом «Партия мира наций, объединений и общин» и Санкт-Петербургской общественной организацией «Белорусское землячество».

Цели деятельности:

  • cохранение самобытности развития языка, образования, национальной культуры граждан Российской Федерации, относящих себя к этническому сообществу белорусов;
  • cодействие в сохранении и развитии культуры белорусского народа;
  • eкрепление братских связей между русским и белорусским народами;
  • достижение взаимопонимания с другими национальными объединениями Санкт-Петербурга.

Председатель: Русакевич Николай Евгеньевич

Адрес: 196247, г.СПб.,пл.Конституции,2

Тел.:8(905)221-01-15

E-mail: trud-student@mail.ru

  • 02.07.2016
Возврат к списку




Яндекс.Метрика