Этнический состав Санкт-Петербурга


Армяне

Армяне


Самоназвание народа – хайк. По всей вероятности, «хайк» (хайас) происходит от др.-фригийского “pai(u)es” – «луговые (жители)».

Антропологически армяне Армении и представители различных диаспор (вкл. донскую и амшенскую) относятся к переднеазиатскому типу (арменоидному, алародийскому, сирийско-загросскому, понтийско-загросскому, хеттскому, ассириоидному, семитическому, таврическому типу) балкано-кавказской ветви европеоидной расы.

Численность – 7 млн. человек (1992). Наиболее крупные диаспоры: РФ (1,7 млн.), Грузия (460 тыс. чел.), США (1 млн.), Франция (450 тыс.), Иран (200 тыс.), Сирия (170 тыс.), Ливан (130 тыс.), Турция (150 тыс.), Азербайджан (до 1989 года – 390 тысяч). Армянский язык (хайерен лези, сомхури, эрмени дили) с греческим, фракийским, албанским, фригийским и древнеарийским (от которого произошли индоиранские языки) входит в юго-восточную диалектную зону индоевропейских языков. По вероисповеданию армяне являются христианами-монофиситами (Армяно-григорианская Церковь).

Армяне селились в Санкт-Петербурге практически сразу же по его основании: первые упоминания об армянах в Петербурге относятся к 1708 году, а в 1710 году уже были основаны "армянские конторы" - торговые агентства. В это время в Северной Пальмире жило около 50 армян, в основном купцы и ремесленники.

Армянские купцы и торговые компании рассматривали новую сто-лицу империи не только как транзитный пункт на путях между Востоком и Западом. Они понимали выгоду создания армянской колонии в политическом и культурном центре России. Сознавали это также и деятели армянского освободительного движения, о чем говорит, в частности, просьба архимандрита Минаса «о дозволении строить в Санкт-Петербурге армянскую церковь», датированная 1714 годом.

С Петербургом тесно связана деятельность семьи известных армянских предпринимателей Лазаревых. Здесь были захоронены Иван Лазаревич Лазарев (1735-1801) - государственный деятель, просветитель, глава армянской общины, основатель армянской общины, основатель Лазаревского института восточных языков, строитель армянских церквей в Петербурге и Москве, и другие члены семей Лазаревых.

"Невская перспектива" - центральная улица стольного града. Именно здесь была построена и освящена 18 февраля 1780 года армянская церковь Св. Екатерины (на освящении этой церкви присутствовал фаворит Екатерины II князь Г.А. Потемкин). Две армянские церкви становятся в течение дли- тельного времени средоточием культурной жизни армянской колонии. Настоятелем храма на Невском проспекте отцом Хореном создается хор любителей пения из числа петербургской молодежи.

В доме у церкви Св. Екатерины была основана в 1780 году первая в России армянская типография. Ее создателем был Григорий Халдарян, приехавший в Россию из Лондона. Издательско-просветительскую деятельность продолжила впоследствии жена Халдаряна - Екатерина - первая армянская женщина-издатель.

По инициативе церкви в конце XVIII века армяне стремились познакомить русскую общественность с историей своего народа. Капрал лейб-гвардии конного полка ВАРЛААМ ВАГАНОВ в 1786 году издал в Петербурге в известной типографии Шпора свои переводы на русский язык заключительной части "Истории Армении" армянского историка V века Мовсеса Хоренаци, а также перевод "Истории Армении" ("Краткое историческое и географическое описание царства Армянского..."), составленной виднейшим представителем индийской армянской колонии в Мадрасе Даамиром Шаамиряном. Перевод был посвящен Г.А.Потемкину, что было не случайно, ибо в это время русские правительственные круги участвовали в разработке планов восстановления армян-ского государства под протекторатом России.

После присоединения к России в 1828 году Восточной Армении численность петербургской армянской колонии продолжала расти. Наибольший рост относится к рубежу веков (1890 г. - 650 армян в Петербурге, 1900 г. - более 1100, 1910 г. - более 2 тысяч человек). Всего за сорок лет, с 1869 по 1910 гг., численность армянской колонии выросла в пять раз и составила 0,1 процента от численности всего населения столицы.

В Петербурге сложилось несколько районов, где проживало большинство армян: Васильевский остров (традиционное место поселения еще с начала XVIII века), Московская часть, кварталы, примыкающие к Невскому и Литейному проспектам. Большинство петербургских армян считало родным языком армянский, но были и русскоязычные, а также считавшие родным языком греческий, грузинский и др. В середине XIX века наиболее многочисленной группой петербургских армян были преподаватели и студенты высших учебных заведений, сфера интересов - в основном медицина и филология. К этому времени Петербург стал одним из крупнейших центров армяноведения. В Университете открылась кафедра армянского языка и литературы, где работали ученые Н.Л.Бероев, К.Н.Патканов, Н.Г.Адонц, И.А.Орбели. Вообще со времени второй половины XIX века среди армянской диаспоры в Петербурге преобладали представители интеллигенции - до 70-80% от всей численности армян. Армянская интеллигенция, по крайней мере, значительная ее часть, определяла развитие колонии, культурную и общественную жизнь в ней. В начале 80-х годов XIX века в городе активно действовал кружок интеллигенции, группировавшийся вокруг Мариам Варданян (Маро) И Мушега Серопяна, впоследствии организаторов партии "Тнчак". Чуть позже была создана организация, ориентирующаяся на оказание помощи освободительному движению и на возрождение армянского народа. Во главе ее стоял петербургский студент Саркис Гугоян. Качественно новая ситуация в жизни армянской колонии создалась в результате событий революции 1905-1907 гг. В эти годы в Петербурге возникает армянская периодическая печать, освещающая различные проблемы жизни своих соотечественников. Начинается и организационное оформление разнообразных национальных объединений: кружков, обществ, клубов, советов. Проводятся первые музыкальные и литературные вечера.

Ведущую роль в культурной жизни армян Петербурга играл Армянский кружок, основанный 14 декабря 1907 года. Цель кружка - сближение армян, проживающих в Петербурге. Армянский кружок занимал часть небольшого четырехэтажного здания (Спасская ул., д.15). Здесь же, в одной из комнат, располагалась небольшая библиотека литературы на армянском и русском языках. К мо-менту создания кружка численность его составляла около 40 действительных членов, а в 1913 году - уже более 140.

Из наиболее активных членов кружка следует, прежде всего, упомянуть неутомимого общественного деятеля, композитора, профессора Петербургской консерватории И.Р.Налбандяна, внесшего значительный вклад в дело сохранения армянской культуры в Петербурге. В кружок входили представители творческой интеллигенции (например, известный в городе профессор медицины В.И. Вартанов, талантливый историк, приват-доцент Н.Г.Адонц, инженер Г.П.Нерсесов и др.). Членами кружка были и представители среднего сословия, мещане. Они привлекали к деятельности кружка крупных предпринимателей-армян со всей России (П.О.Гукасов, А.И.Манташев, братья Джангировы). Как уже отмечалось выше, кружок одной из своих целей ставил задачу сближения армян, проживающих в Санкт-Петербурге, а позже объединил деятелей различных политических направлений почти всех партий (от октябристов до эсеров). В его работе принимали участие и члены Государственной Думы.

Еще один очаг армянской культуры в Петербурге-Петрограде - Общество изящных искусств, созданное накануне Первой мировой войны. Располагалось оно на Офицерской ул., д.36, кв.I8. Главная задача - содействие развитию и распространению в широких слоях армянского общества любви и интереса к чистому искусству.

Значительную общекультурную роль в жизни армянской колонии в начале XX века играли также и другие национальные общества: Художественное общество, Армянское бюро, Общество по оказанию помощи беженцам и пострадавшим от войны, Общество попечения о бедных, Армянский клуб, Касса взаимопомощи учащихся-армян в высших учебных заведениях, церковный Совет. Последний был не только центром церковной, но и духовной жизни армян в самом широком смысле слова. Дело в том, что петербургская армянская колония большое внимание уделяла общенациональным проблемам, особенно обострившимся в ходе Первой мировой войны. Петроградский армянский церковный Совет способствовал сохранению и развитию западно-армянской культуры. В 1913-1914 гг. этот Со-вет организовал экспедицию в Западную Армению, находившуюся в то время под властью Турции.

Экспедиция, возглавляемая М.Цицикяном, изучала экономическое положение Западной Армении, собирала этнографический материал, памятники культуры. Вернувшись в Петербург, члены экспедиции переда-ли часть привезенного материала армянским обществам Петербурга для их дальнейшей культурологической деятельности.

В настоящее время армянская Апостольская община в Санкт-Петербурге располагает двумя церквями – это: Церковь Святого Воскресения, построенная в 1791–1794 гг. (наб. реки Смоленки, д.29). Церковь возведена, вероятно, по проекту Ю.Фельтена и освещена 12 июня 1793 года. В течение 60 лет храм был закрыт и лишь в 1988 году возвращен верующим; Церковь Святой Екатерины, построенная в 1771–1780 гг., архитектор Фельтен (Невский пр., д.40-42); изъята у общины в 1930г., возвращена общине в 1993г., заново освящена после восстановления 12 июля 2000 года в присутствии Патриарха Российской Православной церкви Алексия II и Верховного Патриарха-Католикоса всех армян Гарегина II.

Осенью 1994 года к 100-летию основания в Санкт-Петербурге первой армянской школы при церкви Св.Воскресения была открыта воскресная школа. После трех лет работы школа переросла в учебный центр. 29 октября 1995 года по благословению Католикоса всех армян духовный глава общины иеромонах Езрас совершил благодарственный молебен в Церкви Св. Екатерины, после чего в церковном доме по Невскому пр., 42 был открыт Армянский учебный центр им. Лазарянов.

Смоленское Армянское кладбище стало формироваться в начале 90-х годов 18 века, когда началось возведение Церкви Святого Воскресения, ставшей усыпальницей семьи Лазаревых. На протяжении XIX века здесь нашли последнее пристанище более 400 армян, среди них немало видных представителей армянской и русской науки и культуры, купцов и военных. В 20-30-х годах XX века Армянский некрополь подвергся разрушениям и разорению. Сегодня армянская община бережно восстанавливает свой некрополь.

Общие сведения

Самоназвание народа – хайк. По всей вероятности, «хайк» (хайас) происходит от др.-фригийского “pai(u)es” – «луговые (жители)».

Антропологически армяне Армении и представители различных диаспор (вкл. донскую и амшенскую) относятся к переднеазиатскому типу (арменоидному, алародийскому, сирийско-загросскому, понтийско-загросскому, хеттскому, ассириоидному, семитическому, таврическому типу) балкано-кавказской ветви европеоидной расы.

Численность – 7 млн. человек (1992). Наиболее крупные диаспоры: РФ (1,7 млн.), Грузия (460 тыс. чел.), США (1 млн.), Франция (450 тыс.), Иран (200 тыс.), Сирия (170 тыс.), Ливан (130 тыс.), Турция (150 тыс.), Азербайджан (до 1989 года – 390 тысяч). Армянский язык (хайерен лези, сомхури, эрмени дили) с греческим, фракийским, албанским, фригийским и древнеарийским (от которого произошли индоиранские языки) входит в юго-восточную диалектную зону индоевропейских языков. По вероисповеданию армяне являются христианами-монофиситами (Армяно-григорианская Церковь).


Исторические данные

Армяне селились в Санкт-Петербурге практически сразу же по его основании: первые упоминания об армянах в Петербурге относятся к 1708 году, а в 1710 году уже были основаны "армянские конторы" - торговые агентства. В это время в Северной Пальмире жило около 50 армян, в основном купцы и ремесленники.

Армянские купцы и торговые компании рассматривали новую сто-лицу империи не только как транзитный пункт на путях между Востоком и Западом. Они понимали выгоду создания армянской колонии в политическом и культурном центре России. Сознавали это также и деятели армянского освободительного движения, о чем говорит, в частности, просьба архимандрита Минаса «о дозволении строить в Санкт-Петербурге армянскую церковь», датированная 1714 годом.

С Петербургом тесно связана деятельность семьи известных армянских предпринимателей Лазаревых. Здесь были захоронены Иван Лазаревич Лазарев (1735-1801) - государственный деятель, просветитель, глава армянской общины, основатель армянской общины, основатель Лазаревского института восточных языков, строитель армянских церквей в Петербурге и Москве, и другие члены семей Лазаревых.

"Невская перспектива" - центральная улица стольного града. Именно здесь была построена и освящена 18 февраля 1780 года армянская церковь Св. Екатерины (на освящении этой церкви присутствовал фаворит Екатерины II князь Г.А. Потемкин). Две армянские церкви становятся в течение дли- тельного времени средоточием культурной жизни армянской колонии. Настоятелем храма на Невском проспекте отцом Хореном создается хор любителей пения из числа петербургской молодежи.

В доме у церкви Св. Екатерины была основана в 1780 году первая в России армянская типография. Ее создателем был Григорий Халдарян, приехавший в Россию из Лондона. Издательско-просветительскую деятельность продолжила впоследствии жена Халдаряна - Екатерина - первая армянская женщина-издатель.

По инициативе церкви в конце XVIII века армяне стремились познакомить русскую общественность с историей своего народа. Капрал лейб-гвардии конного полка ВАРЛААМ ВАГАНОВ в 1786 году издал в Петербурге в известной типографии Шпора свои переводы на русский язык заключительной части "Истории Армении" армянского историка V века Мовсеса Хоренаци, а также перевод "Истории Армении" ("Краткое историческое и географическое описание царства Армянского..."), составленной виднейшим представителем индийской армянской колонии в Мадрасе Даамиром Шаамиряном. Перевод был посвящен Г.А.Потемкину, что было не случайно, ибо в это время русские правительственные круги участвовали в разработке планов восстановления армян-ского государства под протекторатом России.

После присоединения к России в 1828 году Восточной Армении численность петербургской армянской колонии продолжала расти. Наибольший рост относится к рубежу веков (1890 г. - 650 армян в Петербурге, 1900 г. - более 1100, 1910 г. - более 2 тысяч человек). Всего за сорок лет, с 1869 по 1910 гг., численность армянской колонии выросла в пять раз и составила 0,1 процента от численности всего населения столицы.

В Петербурге сложилось несколько районов, где проживало большинство армян: Васильевский остров (традиционное место поселения еще с начала XVIII века), Московская часть, кварталы, примыкающие к Невскому и Литейному проспектам. Большинство петербургских армян считало родным языком армянский, но были и русскоязычные, а также считавшие родным языком греческий, грузинский и др. В середине XIX века наиболее многочисленной группой петербургских армян были преподаватели и студенты высших учебных заведений, сфера интересов - в основном медицина и филология. К этому времени Петербург стал одним из крупнейших центров армяноведения. В Университете открылась кафедра армянского языка и литературы, где работали ученые Н.Л.Бероев, К.Н.Патканов, Н.Г.Адонц, И.А.Орбели. Вообще со времени второй половины XIX века среди армянской диаспоры в Петербурге преобладали представители интеллигенции - до 70-80% от всей численности армян. Армянская интеллигенция, по крайней мере, значительная ее часть, определяла развитие колонии, культурную и общественную жизнь в ней. В начале 80-х годов XIX века в городе активно действовал кружок интеллигенции, группировавшийся вокруг Мариам Варданян (Маро) И Мушега Серопяна, впоследствии организаторов партии "Тнчак". Чуть позже была создана организация, ориентирующаяся на оказание помощи освободительному движению и на возрождение армянского народа. Во главе ее стоял петербургский студент Саркис Гугоян. Качественно новая ситуация в жизни армянской колонии создалась в результате событий революции 1905-1907 гг. В эти годы в Петербурге возникает армянская периодическая печать, освещающая различные проблемы жизни своих соотечественников. Начинается и организационное оформление разнообразных национальных объединений: кружков, обществ, клубов, советов. Проводятся первые музыкальные и литературные вечера.

Ведущую роль в культурной жизни армян Петербурга играл Армянский кружок, основанный 14 декабря 1907 года. Цель кружка - сближение армян, проживающих в Петербурге. Армянский кружок занимал часть небольшого четырехэтажного здания (Спасская ул., д.15). Здесь же, в одной из комнат, располагалась небольшая библиотека литературы на армянском и русском языках. К мо-менту создания кружка численность его составляла около 40 действительных членов, а в 1913 году - уже более 140.

Из наиболее активных членов кружка следует, прежде всего, упомянуть неутомимого общественного деятеля, композитора, профессора Петербургской консерватории И.Р.Налбандяна, внесшего значительный вклад в дело сохранения армянской культуры в Петербурге. В кружок входили представители творческой интеллигенции (например, известный в городе профессор медицины В.И. Вартанов, талантливый историк, приват-доцент Н.Г.Адонц, инженер Г.П.Нерсесов и др.). Членами кружка были и представители среднего сословия, мещане. Они привлекали к деятельности кружка крупных предпринимателей-армян со всей России (П.О.Гукасов, А.И.Манташев, братья Джангировы). Как уже отмечалось выше, кружок одной из своих целей ставил задачу сближения армян, проживающих в Санкт-Петербурге, а позже объединил деятелей различных политических направлений почти всех партий (от октябристов до эсеров). В его работе принимали участие и члены Государственной Думы.

Еще один очаг армянской культуры в Петербурге-Петрограде - Общество изящных искусств, созданное накануне Первой мировой войны. Располагалось оно на Офицерской ул., д.36, кв.I8. Главная задача - содействие развитию и распространению в широких слоях армянского общества любви и интереса к чистому искусству.

Значительную общекультурную роль в жизни армянской колонии в начале XX века играли также и другие национальные общества: Художественное общество, Армянское бюро, Общество по оказанию помощи беженцам и пострадавшим от войны, Общество попечения о бедных, Армянский клуб, Касса взаимопомощи учащихся-армян в высших учебных заведениях, церковный Совет. Последний был не только центром церковной, но и духовной жизни армян в самом широком смысле слова. Дело в том, что петербургская армянская колония большое внимание уделяла общенациональным проблемам, особенно обострившимся в ходе Первой мировой войны. Петроградский армянский церковный Совет способствовал сохранению и развитию западно-армянской культуры. В 1913-1914 гг. этот Со-вет организовал экспедицию в Западную Армению, находившуюся в то время под властью Турции.

Экспедиция, возглавляемая М.Цицикяном, изучала экономическое положение Западной Армении, собирала этнографический материал, памятники культуры. Вернувшись в Петербург, члены экспедиции переда-ли часть привезенного материала армянским обществам Петербурга для их дальнейшей культурологической деятельности.

В настоящее время армянская Апостольская община в Санкт-Петербурге располагает двумя церквями – это: Церковь Святого Воскресения, построенная в 1791–1794 гг. (наб. реки Смоленки, д.29). Церковь возведена, вероятно, по проекту Ю.Фельтена и освещена 12 июня 1793 года. В течение 60 лет храм был закрыт и лишь в 1988 году возвращен верующим; Церковь Святой Екатерины, построенная в 1771–1780 гг., архитектор Фельтен (Невский пр., д.40-42); изъята у общины в 1930г., возвращена общине в 1993г., заново освящена после восстановления 12 июля 2000 года в присутствии Патриарха Российской Православной церкви Алексия II и Верховного Патриарха-Католикоса всех армян Гарегина II.

Осенью 1994 года к 100-летию основания в Санкт-Петербурге первой армянской школы при церкви Св.Воскресения была открыта воскресная школа. После трех лет работы школа переросла в учебный центр. 29 октября 1995 года по благословению Католикоса всех армян духовный глава общины иеромонах Езрас совершил благодарственный молебен в Церкви Св. Екатерины, после чего в церковном доме по Невскому пр., 42 был открыт Армянский учебный центр им. Лазарянов.

Смоленское Армянское кладбище стало формироваться в начале 90-х годов 18 века, когда началось возведение Церкви Святого Воскресения, ставшей усыпальницей семьи Лазаревых. На протяжении XIX века здесь нашли последнее пристанище более 400 армян, среди них немало видных представителей армянской и русской науки и культуры, купцов и военных. В 20-30-х годах XX века Армянский некрополь подвергся разрушениям и разорению. Сегодня армянская община бережно восстанавливает свой некрополь.

Известные представители

Агамирзян Рубен Сергеевич (1922-1991) - режиссер, народный артист СССР (1983), профессор (1975). В театре с 1946 года. В 1961-1966 годах  работал в Ленинградском Большом драматическом театре. С 1966 года – главный режиссер Ленинградского драматического театра им. Комиссаржевской. Государственная премия СССР (1984).
Амбарцумян Виктор Амазаспович (1908-96) – академик. Основатель и директор Бюраканской астрофизической обсерватории. Один из основоположников теоретической астрофизики. Труды по космогонии звезд и галактик, звездной динамике, нестационарным звездам, газовым туманностям. Заложил основы статистической механики звездных систем, в частности, установил продолжительность жизни Галактики не более 1010 лет.

НКО в Петербурге

Санкт-Петербургская региональная армянская национально-культурная автономия «Армянский национальный центр – Армения»
Адрес: 191186, СПб., Невский проспект, д.40-42
Тел: (812)571-99-90
Санкт-Петербургская Региональная Молодежная Общественная организация «Армянское Землячество Санкт-Петербурга»
Адрес:191028, СПб., Моховая ул., д.15
Тел.:8(812)921-39-33
Региональная общественная организация «Армяне Петербурга»
Адрес: 196240, СПб., Кубинская ул., д.75
Тел.: 8(812)938-75-93

  • 02.07.2016
Возврат к списку




Яндекс.Метрика