Этнический состав Санкт-Петербурга


Молдаване

Молдаване


Согласно Переписи населения 2002 года в общее количество молдаван, про-живающих в Санкт-Петербурге, составило 3 665 человек.

Общие сведения

Молдаване - народ, основное население Молдавии (76,1 %). Живут также на Украине (258,6 тыс. чел.), в России (172,3 тыс. чел.), Казахстане и других странах. Общая численность - около 3,35 млн. человек. Говорят на молдавском языке. Литературный язык не отличается от румынского, однако в лексике и фонетике разговорного молдавского языка, особенно некоторых его говоров, есть различия на уровне локального диалекта. При этом молдаване, живущие в Приднестровье, используют молдавский язык на основе кириллицы. Распространены также русский и украинский языки. Большинство верующих молдаван - православные.

Описание

Молдаване в Санкт-Петербурге, Молдаване в Питере, Молдаване в Ленинграде, Кухня Молдавии в Питере

Исторические данные

По переписи 1897 года 74 жителя Петербурга назвали своим родным языком молдавский. Городская перепись Петрограда 1920 года, когда население города составляло всего 722 тыс. человек, свидетельствует о 23 молдаванах и 47 румынах среди его жителей. Очередная перепись 1923 года дает цифру 92 румына (молдаване не выделены). Согласно первой всесоюзной переписи 1926 года, предположительно, молдаван и румын было около ста человек.

В 1917-1918 годы численность молдаван и румын в Петрограде выросла в связи с событиями мировой войны, особенно после оккупации Бессарабии Румынией, что вызвало волну политэмигрантов в Советскую Россию. В этот период начинают складываться организованные формы культурной жизни молдаван и румын в Петрограде. 13 декабря 1917 года вышел в свет первый номер «демократического органа» на румынском и русском языках – газеты «Inaite» - «Вперед». Всего вышло 4 номера газеты, но в том же месяце она прекратила свое существование, вероятно, в связи с обострением положения на фронтах.

В 1918 году в Петрограде создается общество бессарабцев, объединявшее политических эмигрантов из Бессарабии независимо от их национальности. В условиях гражданской войны и разрухи работа самодеятельных обществ была весьма сложной из-за материально-финансовых и кадровых проблем, и сведений о деятельности этого общества почти нет. В 1921 году начала работу румынская секция Федерации иностранных групп РКП/б/ в Петрограде, которая вместе с другими иностранными секциями (немецкой, югославской, венгерской и чешской) проводи-ла свои мероприятия на базе венгерского коммунистического клуба им.Тибора Самуэли. Однако вскоре иностранные секции были ликвидированы, и понадобилась новая форма работы с этой категорией населения. В 1924 году при губкоме РКП/б/ было создано «культурное общество» бессарабцев, занимавшееся политико- и культурно-просветительской деятельностью.

В 1928 году в Ленинграде создается уникальное клубное объединение более 30 разных национальностей – Дом просвещения народов востока, или ДПРНВ. Молдаване также вошли в число «народов Востока», но самостоятельной секции при ДПР не имели. В ДПР работали многочисленные и разнообразные кружки (в 1935 году - 43 кружка), причем художественные – в основном по нацио-нальным секциям (их в разное время насчитывалось от 10 до 13), но были и общие для всего дома кружки. Это стрелковый кружок, фото, автомобильный, новых тан-цев, а также в духе времени – текущей политики, истории ВКП/б/, диалектического материализма, противохимической обороны. Из художественных кружков ближе всего к молдавскому контингенту посетителей ДПР могли быть кружки цыганской секции – музыкально-танцевальный ансамбль, драматический кружок и детский художественный ансамбль. Домпросвет народов Востока имел библиотеку с до-вольно значительным книжным фондом- около 9 тыс. томов в середине 30-х годов, большую часть которого составляли книги на русском языке. В читальном зале вы-писывались 41 газета и 59 журналов, среди которых могли быть и издания на молдавском языке из Молдавской АССР в составе Украинской ССР. Все посетители Дома просвещения народов Востока, этого «интернационального комбината культуры», как называли его в прессе, имели возможность для проведения интересного и содержательного досуга.

В 30-е годы продолжало работать и Общество бессарабцев, насчитывавшее в это время около 100 человек. Средства общества складывались из членских взносов и дотаций Ленсовета. Собственной базы общество не имело и работало в помещениях Дома народов Востока.

В 1932 году ВЦИК и СНК СССР приняли постановление об общественных организациях, согласно которому добровольные общества и их союзы ставились в более жестские, чем раньше, идеологические рамки, но главное – могли быть ликвидированы по упрощенной схеме. С середины 30-х годов стали свертываться все негосударственные формы общественной жизни, в том числе и национальной.

По переписи 1989 года в Санкт-Петербурге проживало 5,4 тыс. молдаван, а в Ленинградской области – 1,2 тыс. человек .

Известные представители

Стефан III Великий - господарь, один из самых видных правителей Молдавского княжества.

Правил страной в течение 47 лет. На протяжении всего этого срока боролся за независимость Молдавского княжества, для чего проводил политику укрепления центральной власти, подавлял боярскую оппозицию. Успешно противостоял более сильным соперникам - Османской империи, Польше, Венгрии. Благодаря талантам Стефана Великого как полководца, дипломата и политика, Молдавское княжество смогло не только сохранять независимость, но и стало значительной политической силой в Восточной Европе.

Молдаване в Петербурге массово представлены не были, но в культуре Петербурга есть и молдавский вклад. Речь идет о Дмитрии Константиновиче и Антиохе Дмитриевиче Кантемирах. Дмитрий Кантемир в России был советником Петра I, писал в Петербурге историю Молдавии. Его сын Антиох, кроме участия в политических интригах, приведших к самодержавной власти Анну Иоанновну, прославился своими оригинальными сатирами и переводами древних поэтов и современных ему западноевропейских философов.

Антиох Кантемир стал реформатором российского стихосложения и, по словам В.Белинского, «первым светским поэтом на Руси». Дальнейшая история Петербурга не знает больше таких имен.

Дмитрий Кантемир (26 октября 1673 - 21августа (1 сентября) 1723) - молдавский и российский государственный деятель и учёный, отец Антиоха Кантемира.

Антиох Кантемир (10 сентября (21 сентября) 1708 - 31 марта (11 апреля) 1744) - знаменитый русский поэт-сатирик и выдающийся дипломат своего времени, деятель раннего русского Просвещения. Наиболее крупный русский поэт силлабической эпохи (до реформы Тредиаковского - Ломоносова).

Мария Лукьянова Биешу (род. 3 августа 1935) - молдавская советская оперная и камерная певица, педагог. Народная артистка СССР (1970), лауреат Ленинской премии (1982), Государственной премии СССР (1974).

Михай (Михаил) Ермолаевич Волонтир (род. 9 марта 1934) - советский и молдавский актёр театра и кино, театральный режиссёр. Народный артист СССР (1984). Дебют в кино состоялся в 1968 году, когда Михай Ермолаевич снялся в фильме «Нужен привратник». Затем снимался в картинах «Это мгновение», «Десять зим за одно лето», «Крутизна», «Это сладкое слово - свобода». В 1976 году стал лауреатом Государственной премии Молдавской ССР за главную роль в историко-биографической картине «Дмитрий Кантемир». Также широко известен фильм «В зоне особого внимания» (1978). В 1981 году на экраны вышел фильм-продолжение «Ответный ход», также с участием Волонтира. Наиболее широкую известность Волонтиру принёс многосерийный фильм «Цыган» (1979, режиссёр А.И. Бланк), в котором актёр сыграл роль цыгана Буду-лая, скитающегося по свету в поисках свободы и счастья. Фильм имел большой успех у зрителей, и в 1985 году вышло продолжение - «Возвращение Будулая».


НКО в Петербурге

Санкт-Петербургская общественная организация «Молдавская национально-культурная автономия»

Дата регистрации: 19 мая 2009 года

Цели и задачи организации: сохранение самобытности, развития языка, образования, молдавской национальной культуры гражданами Российской Федерации, относящими себя к определенной этнической общности (молдоване), проживающими на территории Санкт-Петербурга.

Виды деятельности:

  • организация и проведение мероприятий по сохранению и реализации культурной самобытности, молдавской национальной культуры и обычаев;

  • организация и проведение мероприятий по развитию и укреплению дружественных взаимоотношений между Республикой Молдовой и Россией;

  • оказание помощи гражданам в установлении и поддержании связей с родственниками и друзьями, проживающими в Республике Молдова;

  • осуществление культурно-просветительской деятельности среди членов Организации и других заинтересованных лиц;

  • развитие международных связей России с Республикой Молдовой в области культуры, искусства, языкознания, туризма, спорта, образования, истории, литературы, делового сотрудничества и других областях общественных отношений;

  • пропаганда достижений культуры Республики Молдова;

  • организация и проведение лекций, конференций, семинаров и иных просветительских мероприятий, соответствующих целям организации;

  • организация и проведение конкурсов, лотерей, ярмарок, встреч и других культурных мероприятий, соответствующих целям Организации;

  • поддержание связей с аналогичными российскими и зарубежными общественными объединениями, осуществление обмена делегациями, направление своих представителей для участия в международных выставках и иных мероприятиях;

  • разработка и реализация своих программ в области уставной деятельности;

  • участие в благотворительных акциях;

  • привлечение с помощью разъяснительной работы добровольных взносов и пожертвований и направление их на осуществление уставных целей.

Председатель:Пара Георгий Иванович.


  • 21.06.2016
Возврат к списку




Яндекс.Метрика