Персоналии руского зарубежья


Калмаков Николай Константинович

Калмаков Николай Константинович


23 января 1873 (Нерви, Италия) – 1 февраля 1955 (Шелль, близ Парижа)

Детство провел в Италии. В 1895 окончил юридический факультет С.-Петербургского университета и вновь уехал в Италию, где самостоятельно изучал живопись и анатомию. В 1900–1903 жил в Москве, затем переехал в Петербург.

Писал фантастические картины, навеянные восточными легендами, мистикой и оккультизмом: «Черные девы», «Дракон», «Кали», «Сакья Муни», «Голова Астарты», «Жена Нага», «Колесница Луны». Постоянно обращался к теме «Женщина–Любовь–Дьявол». Особое значение придавал эротической символике, некоторые работы подписывал монограммой в виде стилизованного фаллоса. Комбинировал гладкую манеру письма и рельефный мазок, иногда использовал накладное золото. Исполнил автопортреты в образе Иоанна Крестителя и Людовика XIV. В 1915 создал символический диптих «Ангел Карающий» и «Георгий Победоносец».

В 1900–1910-е работал для театра. Создал декорации и костюмы к спектаклю «Саломея» О. Уайльда в постановке Н. Н. Евреинова для театра В. Ф. Комиссаржевской (1908; после генеральной репетиции спектакль был снят «за непристойность»). Оформил пьесы Л. Н. Андреева «Черные маски» для театра В. Ф. Комиссаржевской (1908–1909) и «Анатэма» для Нового драматического театра (1909), комедию Лопе де Вега «Великий князь Московский» для Старинного театра (1911), пьесы «Жизнь есть сон» П. Кальдерона для московского Камерного театра (1914), «Юдифь» Ф. Гербеля для гастролей театра В. Ф. Комиссаржевской в Москве (1909), «Ночные пляски» Ф. К. Сологуба для Театра на Литейном (1909) и др. Вместе с М. В. Добужинским и А. А. Сомовой-Михайловой исполнил декорации и куклы к спектаклю «Силы любви и волшебства» Тирсо де Молины на музыку Ф. А. Гартмана для театра марионеток Ю. Л. Сазоновой-Слонимской (1916).

Занимался книжной графикой и экслибрисом. Оформил книгу «Принцесса Лера» Н. И. Кронидова (СПб., 1913), поэтические сборники «Утренняя звезда» (СПб., 1913), «Война в русской поэзии», «Россия в родных песнях» (оба – СПб., 1915).

В начале 1920, оставив семью, эмигрировал. Первые годы жил в Эстонии.

В 1924 покинул Эстонию, жил некоторое время на французской Ривьере. В 1926 обосновался в Париже. В 1927-1928 по заказу писателя Илиодора Фортена исполнил серию из 24 картин для интерьера Церкви Воскрешения в г. Мец (Франция).

В 1930-е–1940-е вел уединенный образ жизни, избегая общения с русскими эмигрантскими кругами. В 1941 соединил свою судьбу с женщиной, которая в 1947 поместила его в старческий дом и стала владелицей картин.

Возврат к списку

Яндекс.Метрика