Персоналии руского зарубежья


Верёвкина Марианна (собств. Мариамна) Владимировна

Верёвкина Марианна (собств. Мариамна) Владимировна


29 августа / 10 сентября* 1860 (Тула) – 6 февраля 1938 (Аскона, кантон Тичино, Швейцария)

Детство провела в родительском имении «Благодать» Витебской губернии, получила начальное музыкальное образование и увлеклась рисованием. В 1885 переехала в Петербург. Началась ее многолетняя дружба с И. Е. Репиным. В конце 1880-х И. Е. Репин исполнил три ее портрета, в том числе «Портрет М. В. Веревкиной с перевязанной рукой», запечатлевший следы несчастного случая на охоте, после которого ей пришлось оставить игру на рояле и научиться рисовать левой рукой. В течение 10 лет брала уроки у Репина и состояла с ним в переписки до самой смерти учителя.

В 1880-х ‒ начале 1890-х исполняла портреты и жанровые картины в манере передвижников: «Еврей» (1886), «Литвин» (1892), «Знаменщик лейб-гвардии Измайловского полка» (1892), «Отдание чести» (1896).

В 1896, получив пенсию по утрате отца-кормильца, переехала вместе с Явленским в Мюнхен. В течение нескольких последующих лет была сосредоточена на поддержке творческой деятельности Явленского, жертвуя собственными занятиями живописью. Путешествовала по Европе, изучала современное и классическое искусство.

В 1900-е последовательно испытывала влияние югендстиля, импрессионизма и фовизма. На рубеже 1900–1910-х начала создавать экспрессионистско-символистские картины: «Сельская дорога» (1907), «Валторны» (1909), «Красное дерево» (1910), «Распятие» (1911). Многие пейзажи исполнила в живописной баварской деревушке Мурнау.

В январе 1909 была в числе основателей мюнхенского Нового общества художников.

В 1915 выехала в Швейцарию. В 1917 переехала в Цюрих, в 1918 – в деревню Аскона в Итальянской Швейцарии (кантон Тичино), где оставалась до самой смерти. После революции перестала получать пенсию, что серьезно сказалось на ее материальном положении. В 1921 окончательно порвала отношения с Явленским.

В 1924 стала одним из организаторов художественного объединения «Der Groβe Bär» («Большой медведь») в Асконе. В 1936 написала последнюю картину «Церковь».

Похоронена по православному обряду; обряд отпевания провел священник, специально приехавший из Милана.

(*) В зарубежных источниках указывается дата рождения по новому стилю 11 сентября из-за неверного пересчета дат с Юлианского на Григорианский календарь.

Возврат к списку

Яндекс.Метрика