Персоналии руского зарубежья


Рязанов Андрей Никифорович

Рязанов Андрей Никифорович


2 октября (по другим данным 2 сентября) 1885 (дер. Клетни, Собакинской волости, Казанской губ.) – 3 мая 1959 (Прага)

20 июня 1920 г. приехал в город Оломоуц, откуда перебрался в Прагу.

В 1920–1927 учился в Художественно-промышленном училище в Праге, в мастерских К. В. Машека и Й. Шуссера. В конце 1920-х получал материальную поддержку от чешского общества «Художественная дружина» (Výtvarná družina). В периоды безденежья работал слесарем и рабочим на стройках. (Есть свидетельство, что в этот период художник планировал отправиться на заработки в Аргентину – в 1928 он получил паспорт и визу. В одном из источников утверждается, что художник пробыл в Аргентине два года и, не найдя работы, вернулся обратно в Чехословакию).

Помимо станковой живописи, занимался росписями и реставрацией зданий. Работал в храме в Омпитале. В 1930 под руководством художника А. Загела реставрировал сильно пострадавшие сграффитто на фасадах неоренессансного здания Высших женских курсов (Vyšší dívčí škola) на Водичковой улице в Праге. Был автором скульптурных украшений на здании Шварценбергского дворца на Воршилской улице в Праге и в замке «Корона Карла IV» в Хлумеце над Цидлиноу (Zámek Karlova Koruna v Chlumci nad Cidlinou). Для замка создал монументальную композицию «Черное море» со скульптурным обрамлением. Занимался керамикой (майоликой), придерживаясь примитивистского направления с упором на декоративность. В 1935 получил серебряную медаль за керамику на Международной выставке в Брюсселе (1935).

В станковой живописи работал в реалистической манере, прибегал к обобщающим выразительным формам, несколько упрощающим изображение. Любимыми темами были изображения деревенских мужиков и баб в пестрой одежде на базаре, на фоне храма, а также вечерние волжские пейзажи с заходящим солнцем и виды встающего солнца. В пейзажах стремился выразить настроение, чаще всего грустное. Отдавал предпочтение напряженным оранжевым, красным и темным краскам.

В 1941 числился приходским художником, совместно с К. П. Пясковским и другими мастерами исполнил по эскизам И. Я. Билибина фрески в храме Успения Пресвятой Богородицы на Ольшанском кладбище в Праге. Написал картины для хоругвей храма: «Св. Николай», «Св. Владимир», «Св. Георгий Победоносец» и «Успение Богоматери» (в руинированном состоянии хранятся в Ольшанском храме). Образы Св. Николая и Св. Владимира соответствуют традициям русской церковной живописи 19 в.; в картинах «Успение Богоматери» и «Св. Георгий Победоносец» присутствуют черты примитивизма, свойственные творчеству художника.

В 1946 получил советское гражданство. В 1948 вышел на пенсию. Постоянно проживал в пражском районе Страшнице, в однокомнатной квартине под крышей; был женат на Глафире, урожд. Кочергиной, имел дочерей Софию (род. 1917, в замужестве Думбровска) и Валентину (род. 1923).

Похоронен на Ольшанском кладбище.

Возврат к списку

Яндекс.Метрика