Персоналии руского зарубежья


Пожедаев Георгий (наст. фам. и имя Пожидаев Григорий ) Анатольевич



13 января 1894 (Ялта Таврической губ.) – 3 августа 1971 (Париж)

В 1916 начал карьеру театрального художника и стал тесно сотрудничать с балетмейстером К. Я. Голейзовским. В 1916–1917 оформил в Интимном театре Б. С. Неволина в Москве три его постановки: балет «Козлоногие» («Пляска нимф и козлоногих») на музыку И. А. Саца, балет-пантомиму «Выбор невесты» на музыку М. А. Кузмина (художник участвовал в этом спектакле и как актер) и «Три интермедии» (совместно с В. Вороновым). В 1917 как актер и художник участвовал в создании фильмов «Симфония безумия», «Психея» (реж. Н. Маликов) и «Украденная юность» (реж. И. Сойфер). В 1919 вместе с Голейзовским работал над балетом Н. Н. Черепнина «Маска Красной смерти» для Большого театра (не осуществлен). В том же году оформил в Первой показательной балетной студии ТЕО Наркомпроса в Москве постановки Голейзовского: балет «Арлекинада» на музыку С. Шаминад и концертный номер «Дивертисмент» на музыку разных композиторов. Вместе с Голейзовским написал сценарий балета-пантомимы «Гамелен, или Революция победит» на тему Французской революции (не осуществлен) с ним же разработал проект организации «самостоятельного балетного дела», который должен был быть осуществлен при Советском театре – бывшем театре С. И. Зимина.

В 1921 выехал в Бессарабию.Недолго работал в Национальном театре в Бухаресте. Затем попал в Прагу, где исполнил декорации для труппы Анны Павловой. В 1921–1924 жил в Берлине. Оформлял спектакли и концертные номера в кабаре Яши Южного «Синяя птица» и «Русском романтическом театре» Б. Г. Романова. Сотрудничал с режиссером М. Рейнгардтом. В 1924 работал в Вене, руководил постановочной частью русского театра-кабаре Москауер Кунст-Шпиле (венское отделение «Синей птицы»).

В 1925 обосновался в Париже. Работал для театра «Летучая мышь» Н. Ф. Балиева, оформлял спектакли русского репертуара в Мадриде и Барселоне. В 1930 работал художником над созданием фильма «Конец мира» (реж. Абель Ганс), в 1931 исполнил эскизы декораций и костюмов для спектакля «Квадратура круга» В. П. Катаева в театре «Ателье» Ш. Дюллена.

В 1937 оставил сценографию. Писал пейзажи Парижа и Прованса, натюрморты, создавал графические портреты. Исполнил иллюстрации к произведениям русской классики (Н. В. Гоголь, А. С. Пушкин, М. Ю. Лермонтов, Ф. М. Достоевский, А. П. Чехов; не изданы). В 1940 входил в инициативную группу по созданию Объединения русских деятелей литературы и искусства.

После войны продолжал заниматься живописью и графикой. Иллюстрировал библиофильские издания «Святая Аньес» П. Клоделя (1947) и «Апокалипсис» (предисловие Луи Рео, 1949–1952. Часто ездил в Минерб в Провансе, деп. Воклюз, куда в 1953 перенес мастерскую. Писал стихи.

Возврат к списку

Яндекс.Метрика