27 сентября / 9 октября 1876 (с. Баево Ардатовского уезда Симбирской губ., ныне Мордовия) – 24 ноября 1959 (Москва)
С 1890 работал в иконописных артелях, расписывал сельские храмы в Симбирской и Казанской губерниях.
В 1909 показал на VIII Международном бьеннале искусств в Венеции композицию «Последняя ночь осужденного перед казнью», а на Международной выставке искусств в Милане – скульптуры «Сеятель», «Косец», «Усталость» и «Ангел».
В 1910 переехал в Париж. Заключив выгодный контракт, приобрел мастерскую по соседству с мастерской О. Родена и виллу, куда вскоре перевез из России мать.
Летом 1913 вернулся в Италию. В совершенстве овладел техникой обработки мрамора, работал, как правило, без подготовительных моделей и не прибегал к помощи ремесленников. Исполнил фигуру «Иоанн Креститель» для надвратного украшения собора в г. Специя и группу «Братство» для Дома Итальянского рабочего объединения в Милане.
В российской прессе освещались его успехи; его называли «русским Роденом» и «новым Паоло Трубецким». В мае 1914 вернулся в Россию, получив предложение от купечества и городских властей Алатыря организовать на родине персональный музей.
В июне 1918 уехал с женой на Урал и поселился в поселке Мраморном, рассчитывая найти там породы мрамора, не уступающие каррарскому. Увлекся идеей монументальной пропаганды и осуществил для Екатеринбурга несколько крупных проектов: мраморный бюст К. Маркса, обелиск Свободы, монумент «Великому кузнецу мира», многофигурную композицию «Уральские коммунисты», композицию «Парижские коммунары», фигуру «Народный трибун». Задумал проект памятника В. И. Ленину из естественной скалы. Продолжал создавать скульптуры на библейские темы: «Иоанн Креститель», «Давид» и др.
В 1921–1923 исполнил памятник Ленину для Батума, портреты грузинских революционеров и деятелей культуры (Шота Руставели, Акакий Церетели и Илья Чавчавадзе). Начал работать с деревом: исполнил из кавказского ореха и дуба небольшие скульптуры «Леда и Лебедь», «Летящая», «Материнство» и «Шепот». В конце 1923 переехал в Баку, стал профессором Высшего художественного училища. Создал 10 монументальных фигур для фронтона Дома Союза горняков Азербайджана в Баку.
Осенью 1926 со второй женой – скульптором Ю. Кун – выехал в командировку от Наркомпроса в Париж для устройства своей выставки. Из командировки не вернулся.
В 1927 был поехал в Аргентину и поселился в Буэнос-Айресе.Там открыл для себя новый скульптурный материал – твердые сорта древесины квебрахо (квебрачо) и альгаробо, которые обрабатывал при помощи самостоятельно изобретенной пневматической машины. Часто обыгрывал естественную фактуру древесины, наросты и корни. Создал более трехсот портретов и фигур. В 1940-е работал над проектом гигантских памятников героям освободительной борьбы Сан-Мартину и О’Хиггинсу из естественных скал в районе хребта Анд (проекты не были реализованы).
В 1947 написал письмо И. В. Сталину с просьбой разрешить вернуться в СССР. В сентябре 1950 приехал в Москву, причем специально зафрахтованный советским правительством корабль доставил более 300 скульптур и множество заготовок для будущих произведений. В том же году исполнил портрет Сталина и подарил государству много работ.
Скончался за работой в своей мастерской, похоронен в Саранске. .