12/24 января 1887 (Москва) – 14 апреля 1973 (Тбилиси)
Рано потерял родителей, но, благодаря небольшому наследству, смог закончить Строгановское училище по классу чеканки (1897–1906). В ноябре 1912 получил звание художника и двухлетнее заграничное пенсионерство от Кружка поощрения молодых художников в Риме за картину «Вакханалия», о которой положительно отозвался А. Н. Бенуа.
В 1913–1914 путешествовал по Италии. Исполнил зарисовки для задуманной большой картины «Поклонение волхвов», написал картины «Сусанна и старцы» и «Карусель», работал с Яковлевым над двойным автопортретом «Арлекин и Пьеро» (завершен Шухаевым в начале 1960-х).
В связи с началом Первой мировой войны в ноябре 1914 вернулся в Петроград. В октябре 1915 был отправлен на Рижский фронт, где исполнил сангиной серию портретов офицеров лейб-гвардии Уланского полка.
В 1914–1917 писал портреты, стилизованные в духе эпохи Возрождения (Е. Н. Шухаева, Лариса Рейснер, Саломея Андроникова).
В 1917 был избран членом общества «Мир искусства». В том же году с Кардовским и Яковлевым организовал художественное объединение «Цех живописцев св. Луки», призванное возродить профессиональные традиции старых мастеров.
В 1917–1918 – профессор живописи, рисунка и декоративного искусства в натурном классе ЦУТР. В феврале 1918 был избран профессором по живописному отделению АХ; с октябрь 1918 по январь 1920 руководил там мастерской живописи и преподавал рисунок в архитектурном классе.
В 1918–1920 оформил оперу «Золото Рейна» Р. Вагнера и комедию «Четыре сердцееда» К. Миклашевского для театра Народного дома.
В августе 1919 вторым браком женился на художнице Вере Федоровне Гвоздевой (1895–1979), с которой познакомился в 1914 в Италии.
В 1921 по приглашению Яковлева приехал в Париж. Вместе с ним 22 декабря 1921 открыл собственную художественную школу-мастерскую на улице Campagne Premiére, дом 17 в 14-м районе Парижа.
В 1920–1930-е писал жанровые картины, натюрморты, пейзажи: «Купальщицы» (1920), «Моющаяся женщина» (1922), «Иосиф и жена Пантефрия» (1923), «Шляпа и зонтик» (1925), «Контрабас Амати» (1934); создавал портреты сангиной: Н. Л. Слонимского, Я. С. Шифрина, А. Е. Яковлева, Н. Ф. Балиева, двойной портрет пианиста А. К. Боровского и виолончелиста Е. Я. Белоусова, портреты маслом: издателя Л. Вожеля (1925), композиторов С. С. Прокофьева (1932) и И. Ф. Стравинского (1934), Ф. И. Шаляпина (1934).
Иллюстрировал книги для парижского издательства Я. С. Шифрина «Плеяда» («La Pleiade»): «Пиковая дама» (1922) и «Борис Годунов» (1925) А. С. Пушкина, «Две любовницы» А. де Мюссе (1928); оформил книги: «Первая любовь» И. С. Тургенева (1924), «Петербургские повести» Н. В. Гоголя (1925), «Очарованный странник» Н. С. Лескова (1925), «Герой нашего времени» М. Ю. Лермонтова (1926), «Скучная история» А. П. Чехова (1926), «Флорентийские ночи» Г. Гейне (1925; обложка), «Иностранный легион в Марокко» З. А. Пешкова (1927; обложка, портрет автора). В 1932–1933 рисовал для журнала «Vanity Fair» карикатуры на политических деятелей и писателей: Кемаль-пашу, Гинденбурга, Гитлера, Папена, М. Горького, Б. Шоу, Г. Д’Аннунцио.
Работал для театра «Балаганчик» (1922). В 1922–1923 вместе с художником А. Лошаковым оформил кинофильм «Песнь торжествующей любви» по И. С. Тургеневу (режиссер Вяч. Туржанский; студия «Альбатрос»), в 1926 создал эскизы костюмов к фильму «Кармен» (режиссер Ж. Фейдер; студия «Альбатрос»).
В 1928–1929 путешествовал по югу Франции и Корсике, в 1930 – по Испании и Марокко. Путевые зарисовки легли в основу картин, написанных спустя тридцать лет: «Продавец риса», «Слепой», «Марокканские дети», «Сказатель» и др.
В феврале 1935 вернулся в СССР. Написал эскизы монументальных росписей для строящейся Библиотеки им. В. И. Ленина в Москве, создал эскизы панно для гостиницы Моссовета (1935), плафона для санатория Наркомтяжпрома в Сочи и фресок для ЦПКиО имени А. М. Горького в Москве (1936). Побывал в Кабардино-Балкарии, где собирал материал для картины из жизни колхозников. В 1936 оформил оперу Дж. Верди «Луиза Миллер» в Ленинградском государственном театре оперы и балета им. С. М. Кирова, исполнил эскизы к пьесе К. А. Тренева «Пугачевщина» для Киевского русского драматического театра и к пьесе М. Метерлинка «Синяя птица» для Киевского театра юного зрителя.
В 1947 поселился в Тбилиси. В 1947–1948 – художник Грузинского государственного драматического театра имени К. Марджанишвили. Оформлял спектакли также для Государственного театра оперы и былета имени З. Палиашвили и Русского драматического театра имени А. С. Грибоедова. С 1947 преподавал рисунок в Тбилисской АХ, в октябре 1948 был избран профессором кафедры рисунка.
В 1949 работал над картиной «И. В. Сталин в Крцанисском ущелье». В дальнейшем писал пейзажи Грузии, натюрморты, жанровые картины («Сдача чайного листа», 1954; «Утренний туалет», 1956; «Портрет дамы в парчовом платье», 1957), исполнил портреты ряда деятелей культуры (С. Д. Лебедевой, С. Т. Рихтера, Н. Д. Сосновской, тройной портрет грузинских художниц Э. Андроникашвили, Н. Чиковани и Н. Палавандишвили и др.).
В конце 1950-х создавал портреты в технике энкаустики. В 1960-е писал картины по эскизам, выполненным во время марокканского путешествия, переписывал в новой гамме некоторые свои французские пейзажи 1930-х годов. В 1966 создал цикл картин по мотивам абхазского народного эпоса. В числе последних работ – наброски иллюстраций к повести И. С. Тургенева «Ася» (1973).
В 1958 был награжден орденом «Знак почета», в 1962 получил звание заслуженного деятеля искусств Грузинской ССР.