10/22 октября 1874 (Воронеж) – 2 июля 1950 (Булонь-Бийанкур, близ Парижа)
В 1899 получил звание художника, золотую медаль и заграничное пенсионерство за картину «Горе побежденным». Срок пенсионерства дважды продлевался (1901, 1902). Писал портреты столичной знати: император Николай II, вел. кн. Мария Павловна, гр. Мусина-Пушкина, кн. Ф. Юсупов, генерал А. Н. Куропаткин, издатель А. С. Суворин и др.
Создавал крупноформатные жанровые и батальные картины, символистские декоративные панно с обнаженными фигурами («Купальщицы», «Август» – 1914, «Сны белой ночи» – 1916). Написал монументальное полотно «Бородинский бой», для работы над которым ИАХ выделила специальное помещение. В 1911 исполнил два монументальных панно для 1-й Западносибирской промышленно-сельскохозяйственной выставки.
Оформлял спектакли для театров «Луна-парк» и «Кривое зеркало», занимался книжной графикой (иллюстрации к произведениям Н. А. Некрасова), рисовал для «Журнала театра Литературно-художественного общества», газет «Вечернее время», «Новое время». Работы воспроизводились в столичных журналах «Огонек», «Нива», «Аргус», позже – «Летопись войны».
Стал академиком в 1916. В 1915 и 1916 выезжал на фронт; по заказу М. А. Суворина исполнил 30 рисунков на тему войны.
В конце 1916 приехал в Воронеж в связи со смертью матери. После революции вернулся в Петроград. Участвовал в 1-й выставке картин, этюдов и эскизов Общества им. А. И. Куинджи (Пг., 1917), 1-й Государственной свободной выставке произведений искусств (Пг., 1919), 16-й выставке картин СРХ (М., 1922). Некоторое время провел в Приозерске у приятельницы Ксении Шустровой; перед отъездом за границу оставил у нее свои работы.
В начале 1923 эмигрировал. Около двух лет провел в Риме, исполнил портреты членов итальянской королевской семьи. В конце 1924 поселился в Париже. Писал пейзажи и заказные портреты, создал портреты Ф. И. Шаляпина и С. М. Лифаря.
После войны поселился с женой Ольгой в Булонь-Бийанкуре, близ Парижа.
Похоронен на кладбище Пьер Гренье в Булонь-Бийянкур (могила не сохранилась).