Персоналии руского зарубежья


Чехонин Сергей Васильевич

Чехонин Сергей Васильевич


2/14 февраля 1878 (по другим данным – 21 сентября 1878) (с. Лыкошино, ныне в Тверской обл.) – 23 февраля 1936 (Лёррах, Баден-Вюртемберг, Германия)

С 1905 рисовал для петербургских сатирических журналов «Зритель», «Галчонок», «Сатирикон» и «Новый Сатирикон». В 1906 был редактором-издателем сатирического журнала «Маски» (вышло 9 номеров; № 6 и 7 конфискованы цензурой). Исполнил ряд политических карикатур: «25 × 4» («Черная сотня») в журнале «Зритель» (1905. № 10), листы «Январь» и «Май» для «Календаря русской революции» В. Л. Бурцева (1907; издан: Пг., 1917). В середине 1906, опасаясь политических преследований, уехал в Париж.

С конца 1900-х сотрудничал в издательствах: «Просвещение», «Шиповник», «Творчество», «Брокгауз и Ефрон», «Пантеон», Общины св. Евгении и др. Исполнял иллюстрации, обложки, виньетки, издательские марки; оформил книги: «Зовы древности» К. Д. Бальмонта (1907), «Семь огней» Н. А. Тэффи (1910), «Сатиры» Саши Черного (1911–1912), «История живописи» А. Н. Бенуа (1911), «Бенгальские огни» А. Т. Аверченко (1914), собрания сочинений Л. Н. Толстого, Ф. М. Достоевского, В. Гюго, Лопе де Вега, В. Скотта. Создавал тонкие рисунки тушью, выработал графическую манеру, основанную на использовании мотивов русского ампира.

Занимался художественной керамикой.

В 1918–1923 и 1925–1927 был художественным руководителем Государственного фарфорового завода в Петрограде–Ленинграде. Разработал первые образцы агитационного фарфора: тарелки с росписями «Благословен труд свободный», «Кто не с нами, тот против нас», «Дело науки – служить людям», «Ум не терпит неволи», блюда «Герб РСФСР в цветах» и «Голод», поднос «Красный Балтийский флот. 1917–1919», чайник «Коммуна», блюда с портретами В. И. Ленина, К. Маркса, А. И. Герцена, Н. Г. Чернышевского, К. Либкнехта, Р. Люксембург. В работе по фарфору ему помогали пасынки (сыновья жены от первого брака) – Георгий Владимирович Вычегжанин (1906–1950) и Петр Вычегжанин (псевд. Пьер Ино, 1909–1989).

Сотрудничал с издательствами: «Творчество», «Светозар», «Всемирная литература», издательством З. И. Гржебина. Исполнил портреты композиторов (А. Н. Скрябин, П. И. Чайковский, И. С. Бах, Ф. Лист, Р. Вагнер, Ф. Шопен, М. И. Глинка и др.) для обложек к серии монографий «Жизнь замечательных людей» (1921–1922); оформил книги: «Фауст и город» А. В. Луначарского (1918), «Мировая революция и Коммунистический Интернационал» Г. Е. Зиновьева (1921), «10 дней, которые потрясли мир» Дж. Рида (1927), сборник «Власть Советов за 10 лет» (1927), иллюстрировал детские книжки для издательства «Радуга»; иллюстрации к сказке «Тараканище» К. И. Чуковского неоднократно переиздавались.

В начале 1928 по рекомендации А. В. Луначарского выехал во Францию для подготовки выставки советского фарфора и остался в Париже.

Эпизодически обращался к сценографии: оформил балеты «Исламей» М. А. Балакирева и «Снегурочка» А. К. Глазунова для выступлений труппы Веры Немчиновой в Театре Елисейских полей, оперу «Руслан и Людмила» М. И. Глинки и танцевальные миниатюры для театра «Летучая мышь» Н. Ф. Балиева.

В 1933 заявил патент на новый способ многоцветной печати на ткани с одного цилиндра ротационной машины. Для постройки промышленного образца побывал в Нью-Йорке (1934), но из-за болезни сердца был вынужден вернуться в Париж. Безуспешно вел переговоры об использовании изобретения в СССР. В 1935 промышленная установка по его чертежам была построена на швейцарской красильно-печатной фабрике в Вейле, под Базелем. Во время первых испытаний умер от инфаркта в немецком г. Лёрах близ границы со Швейцарией.

Возврат к списку

Яндекс.Метрика