Персоналии руского зарубежья


Тенишева (урожд. Пятковская) княгиня Мария Клавдиевна

Тенишева (урожд. Пятковская) княгиня Мария Клавдиевна


20 мая / 1 июня 1858 (С.-Петербург) – 14 апреля 1928 (Воскрессон, близ Парижа)

Окончила гимназию Спешневой в С.-Петербурге. Рано вышла замуж за Р. Н. Николаева, у них родилась дочь Мария. Вскоре оставила мужа и уехала с дочерью в Париж. Училась в оперной школе немецкой певицы Матильды Маркези, выступала (сопрано) на профессиональной оперной сцене под именем Марии Дерсен (по фамилии отчима). Занималась рисованием у гравера Жильбера. В 1886 вернулась в С.-Петербург. В 1896 вновь уехала в Париж.

В 1892 вышла замуж за князя Вячеслава Николаевича Тенишева (1843–1903), промышленника и мецената. Благодаря состоянию мужа и его увлеченностью искусством смогла осуществить значительные общественно-культурные начинания. Поселились с мужем в приобретенном им имении Хотылево в Брянском уезде Орловской губернии на берегу реки Десны.

В 1893 приобрела имение Талашкино и хутор Флёново в Смоленской губернии, создала в них центр народных художественных промыслов.

Организовала при сельской школе учебные мастерские прикладного искусства: столярную, резьбы и росписи по дереву, чеканки по металлу, керамическую, окраски тканей и вышивания. Построила в Талашкине кабинет «Теремок», все предметы убранства были сделаны в мастерских. Во Флёнове построила храм Святого Духа с росписями и мозаикой Рериха. В 1900 на Всемирной выставке в Париже за заслуги перед искусством была избрана Почетным членом Общества Осеннего салона.

Составила обширную коллекцию акварелей русских и иностранных художников, систематизацию которой поручила А. Н. Бенуа. Вместе с С. П. Дягилевым была учредительницей журнала «Мир искусства» и финансировала журнал (1898–1904).

С помощью знатока русской старины И. Ф. Барщевского собрала большую коллекцию предметов народного творчества (в том числе икон). Коллекция составила основу музея «Русская старина», который в 1911 был передан ею в дар городу Смоленску. Участвовала в работах по историко-археологическому изучению Смоленска и его окрестностей, способствовала открытию в городе филиала Московского археологического института. В 1912 стала почетным членом этого института и почетной гражданкой г. Смоленска.

Занималась искусством эмали и инкрустации. Исполнила напрестольный крест в серебре и золоте для храма Святого Духа, декор двери с изображением Георгия Победоносца в «Теремке» во Фленове, двустворчатый портал из ценных пород дерева с эмалевыми инкрустациями (1908–1911), медное блюдо с разноцветной эмалью для торжественной передачи ключей Смоленского музея директору Московского археологического института (1911), серебряную позолоченную икону Богоматери с эмалевыми портретами царя Михаила Федоровича и императора Николая II с наследником-цесаревичем для подарка государю в честь 300-летия Дома Романовых (1913).

Проводила теоретические и экспериментальные исследования в области эмали. Совместно с французским художником-эмальером Жакеном работала над созданием эмали новых оттенков. В 1916 защитила докторскую диссертацию на тему «Эмаль и инкрустация» в Московском археологическом институте.

В 1918 уехала во Францию. Жила в свое имении в Вокрессоне, близ Парижа. Оборудовала мастерскую и продолжала создавать художественные эмали. Устраивала у себя вечера воспоминаний, на которых присутствовали И. Я. Билибин, А. В. Щекатихина-Потоцкая, Ф. А. Малявин, К. К. Рауш фон Траубенберг и др. Была награждена орденом Академических пальм.

Умерла от базедовой болезни. Похоронена на кладбище в Ла Сель-Сен-Клу, близ Парижа.

Возврат к списку

Яндекс.Метрика