Персоналии руского зарубежья


Судьбинин (собств. Головастиков) Серафим Николаевич

Судьбинин (собств. Головастиков) Серафим Николаевич


21 марта 1867 (Нижний Новгород) – 1 ноября 1944 (Париж)

Одновременно с актерской работой начал самостоятельно заниматься рисованием и скульптурой. Летом 1902 во время отпуска побывал в Париже и окончательно решил стать скульптором (ушел из театра в 1904). В числе первых самостоятельных работ были бюст К. С. Станиславского и бронзовая статуэтка «Станиславский в роли доктора Штокмана» (обе работы неоднократно публиковались в журналах).

С 1904 жил в Париже. В 1900–1910-е создал из мрамора и бронзы скульптурные портреты: М. Горький (1904), Ф. И. Шаляпин (1907), А. Н. Скрябин (1908), Л. В. Собинов (1909), актер А. Д. Смирнов (1911), О. Роден (за работой над портретом О. Бальзака; 1909), вел. кн. Михаил Александрович, вел. кн. Георгий Михайлович (оба – 1909), принцесса Каролина Мюрат (1910-е); фигуры: «Сатир» (1905), «Сатир и вакханка» (1905), «Гладиатор», «Мыслитель», «Юность» (1909); серию «Монстры» («Ярость», «Вожделение», «Довольство», «Ненасытность», «Гнев»; 1906–1909). В 1913 выполнил для Императорского фарфорового завода в С.-Петербурге статуэтки Л. В. Собинова в роли Ромео, Тамары Карсавиной в партии Сильфиды и в роли Балерины в балете «Петрушка», Анны Павловой в партии Жизели. Исполнил портрет Анны Павловой в партии Умирающего Лебедя и статуэтку в партии Вакханки (вплоть до начала 1940-х они выпускались в бисквите на Севрской мануфактуре).

После революции остался во Франции. На протяжении многих лет сотрудничал с Севрской мануфактурой и с мастерской Л. Деляшëналя, позже имел в Севре собственную мастерскую. Создавал декоративные сосуды, занимался мелкой пластикой в стиле ар деко, в частности, исполнял фигурки животных.

С 1922 работал по американским заказам, неоднократно приезжал в США. Исполнил серию парковых скульптур по контракту, подписанному министром финансов Э. У. Мэллоном. Обращался к религиозной тематике, создавая деревянные скульптуры, стилизованные в духе ранней готики, с применением цветных лаков и позолоты («Мадонна с младенцем», «Материнство», «Рождество», «Ангел Апокалипсиса» и др.). Увлекался керамикой Востока и художественной культурой ацтеков.

В годы Второй мировой войны его мастерская на ул. Брока (Broca) на Монпарнасе была полностью уничтожена при бомбардировке Парижа.

Последние годы провел в бедности, болезни и забвении. Похоронен на кладбище Тиэ.

Возврат к списку

Яндекс.Метрика