Персоналии руского зарубежья


Судейкин Сергей Юрьевич

Судейкин Сергей Юрьевич


7/19 марта 1882 (С.-Петербург, по другим данным – Смоленск) – 12 августа 1946 (Найак, шт. Нью-Йорк, США)

Писал стилизованные картины, пасторали и «галантные сцены», народные гулянья, пышные натюрморты с цветами и фарфоровыми статуэтками: «В парке», «Русская Венера» (1907), «Северный поэт» (1909), «Карусель» (1910), «Петрушка», «Арлекиниада» (1915), акварельный цикл «Масленичные герои» (1910-е) и др. Исполнил ряд портретов. В 1907 стал одним из организаторов московской выставки «Голубая роза».

Исполнил иллюстрации к драме М. Метерлинка «Смерть Тентажиля» (М., 1903), книгам М. А. Кузмина «Куранты любви» (М., 1912; совм. с Н. Феофилактовым), «Осенние озера» (М., 1912), «Венецианские безумцы» (М., 1915); сотрудничал в журнале «Весы» (1904–1909; целиком оформил № 3 за 1907), «Аполлон», «Сатирикон» и «Новый Сатирикон».

В конце 1890-х вместе с Н. Н. Сапуновым оформлял спектакли для оперной антрепризы С. И. Мамонтова в театре «Эрмитаж». В 1905 расписал фойе Театра-студии на Поварской (при МХТ) и исполнил декорации к драме «Смерть Тентажиля» М. Метерлинка в постановке В. Э. Мейерхольда.

Позднее оформлял спектакли для многих театров Москвы и С.-Петербурга: «Сестра Беатриса» М. Метерлинка для театра В. Ф. Комиссаржевской (1906), «Весеннее безумие» О. Дымова для Нового драматического театра (1910), одноактные балеты «Лебединое озеро», «Привал кавалерии», «Тщетная предосторожность» и комическую оперу М. А. Кузмина «Забава дев» для Малого театра (1911), комедию «Женитьба Фигаро» П. Бомарше для Камерного театра (1915).

В 1915–1917 сотрудничал в кабаре «Привал комедиантов». Оформил к его открытию пантомиму «Шарф Коломбины» А. Шницлера в постановке Мейерхольда и исполнил декоративные панно по мотивам произведений К. Гоцци.

В 1907–1916 был женат на актрисе и художнице О. А. Глебовой, в 1916–1922 – на киноактрисе В. А. Шиллинг (урожд. де Боссэ, позже В. А. Стравинская; брак был оформлен в феврале 1918 без формального развода с прежней супругой).

20 мая 1920 прибыл в Париж. Сотрудничал в театре Н. Ф. Балиева «Летучая мышь» и театре «Балаганчик». Оформил балеты «Фея кукол» И. Байера и «Спящая красавица» П. И. Чайковского для труппы Анны Павловой, пьесу «Любовь – книга золотая» в театре «Vieux-Colombier» (1922, реж. Н. Бутковская). Исполнил портреты театральных деятелей.

В августе 1922, расставшись с женой, приехал с театром Н. Ф. Балиева в США и поселился в Нью-Йорке. В 1925 сотрудничал в русско-американском издании «Альманах пилигримов» (в частности, исполнил обложку к вып. 2). Оформил для Метрополитен-Опера балет «Петрушка» (1925, труппа Анны Павловой) и «Свадебка» (1929) И. Ф. Стравинского, оперы «Волшебная флейта» В. А. Моцарта (1926), «Соловей» И. Ф. Стравинского (1926), «Миньон» А. Тома (1927), «Садко» Н. А. Римского-Корсакова (1930), «Летучий Голландец» Р. Вагнера (1930), «Сорочинская ярмарка» М. П. Мусоргского (1930). Оформил балеты: «Лунная соната» на музыку Л. Бетховена (1944; American Ballet Theatre; балетм. Л. Ф. Мясин), «Тщетная предосторожность» П. Л. Гертеля, «Золотая рыбка» Н. Н. Черепнина и «Жизель» А. Адана (1937–1938; нью-йоркская труппа М. Мордкина), «Паганини» на музыку С. В. Рахманинова (1939; Original Ballet Russe, Covent Garden, Лондон; балетм. М. М. Фокин). Исполнил декорации к кинофильму «Воскресение» по Л. Н. Толстому (1934–1935) в Голливуде. Написал панно по мотивам балета «Весна Священная» И. Ф. Стравинского, картины «Американская панорама», «Русская идиллия», «Двойной семейный портрет», «Моя жизнь».

Похоронен на Бруклинском кладбище.

Возврат к списку

Яндекс.Метрика