Персоналии руского зарубежья


Стеллецкий Дмитрий Семенович

Стеллецкий Дмитрий Семенович


1/13 января 1875 (Брест-Литовск Гродненской губ., ныне Брест, Беларусь) – 12 февраля 1947 (Сент-Женевьев-де-Буа, под Парижем)

В 1903 получил звание скульптора-художника за группу «Узники». В 1903–1913 жил в С.-Петербурге. Путешествовал по старым русским городам и монастырям, изучал древнерусское искусство.

Писал маслом и темперой картины, стилизованные в духе иконописи и древнерусской миниатюры: «Соколиная охота», «Tempi Passati», «Девицы» (1905), «Сражение» (1906), «Иоанн Грозный» (1910), сюита из четырех панно – «Заря» («Цветы»), «Полдень» («Заботы»), «Вечер» («Песни») и «Ночь» («Покой»). Создавал скульптуры из раскрашенного гипса и дерева: «Иоанн Грозный на охоте» (1905), «Гусляр» (1908), «Знатная барыня» (1909), скульптурные портреты Б. В. Анрепа, Леонардо да Винчи (1906), А. Я. Головина (1908–1909), О. О. Преображенской (1911–1912), В. А. Серова (1913), Э. Ф. Направника (1913). Занимался мелкой декоративной пластикой и художественным фарфором. Создал рукописный текст и иллюстрации к «Слову о полку Игореве» (1900–1906), которые по рекомендации В. А. Серова приобрела Третьяковская галерея. Вместе с художником В. А. Комаровским создал иконостас для церкви в имении графа Медема под г. Хвалынском Саратовской губ. (1911–1913) и фрески для церкви Сергия Радонежского на Куликовом поле (1913–1914).

Исполнил эскизы декораций к драме А. К. Толстого «Царь Федор Иоаннович» для Александринского театра (1908–1909) и опере «Снегурочка» Н. А. Римского-Корсакова для Мариинского театра (1910); участвовал в оформлении оперы «Псковитянка» Н. А. Римского-Корсакова для «Русских сезонов» С. П. Дягилева (1909).

В начале Первой мировой войны оказался в Париже, где изучал романское искусство. В Россию не вернулся. В 1916 исполнил графические портреты солдат и офицеров Русского экспедиционного корпуса в Шампани; расписал для корпуса походную церковь.

Много лет отдал созданию 2-го варианта иллюстраций к «Слову о полку Игореве» (закончил в 1928; утеряны незадолго до смерти). Продолжал писать стилизованные картины на русские сюжеты. Эпизодически обращался к сценографии.

В 1926–1930 преподавал монументальную и религиозную живопись в Русском художественно-промышленном институте в Париже. В 1933 вошел в секцию художников Союза деятелей русского искусства во Франции.

В 1942 поступил в старческий дом в Сент-Женевьев-де-Буа. В последние годы почти ослеп. Похоронен на местном кладбище.

Возврат к списку

Яндекс.Метрика