Маковская (в замуж. Лукш-Маковская) Елена Константиновна
1/13 ноября 1878 (С.-Петербург) – 25 ноября 1967 (Гамбург)
Дочь академика живописи Константина Егоровича Маковского (1839–1915) и Юлии Павловны Летковой (1859–1954), сестра художественного критика и поэта Сергея Маковского (1877–1962). Исполнила вместе с С. Т. Конёнковым барельеф на тему «История будущей войны». В 1900 первой из женщин стала членом Венского Сецессиона.
В 1902–1914 была замужем за австрийским скульптором Рихардом Лукшем (1872–1936), от брака с которым имела троих сыновей Петра (художник), Андрея и Дмитрия (архитектор). Жила в Вене. В 1906 создала скульптурный фриз для Венского городского театра. В 1907 поселилась в Гамбурге и приняла германское подданство.
Писала натюрморты, пейзажи, жанровые сцены. Занималась мелкой пластикой, керамикой, майоликой, создавала эскизы для декоративных изделий из кованой меди. Исполняла садовые скульптуры, барельефы и скульптурные украшения для частных домов: овальные барельефы для галереи дома кн. М. А. Шаховской в Петербурге (наб. Фонтанки, 27), фигура «Женщина с ребенком» в городском саду в Гамбурге и др. Написала по заказу гамбургского муниципалитета триптих «Гамбург в 1800 году». Исполнила иллюстрации к книге «Гаргантюа и Пантагрюэль» Ф. Рабле (1902; приобретены Музеем искусств и ремесел в Гамбурге), графические циклы «Русские пословицы в иллюстрациях» и «Немецкие анекдоты». В 1900–1910-е преподавала в гамбургской Художественно-промышленной школе.