Персоналии руского зарубежья


Липшиц Жак (Хаим-Якоб Абрамович)



22 августа 1891 (Друскеники Гродненской губ., ныне Друскининкай, Литва) – 26 мая 1973 (Капри, Италия)

Увлекался африканским и первобытным искусством. В 1912 открыл для себя творчество кубистов и футуристов – П. Пикассо, Ж. Брака, Р. Дюшана, У. Боччони. В 1913 впервые выставил скульптуру из камня в традиционной манере в Осеннем салоне и салоне Национального общества изящных искусств.

В 1915 встретил поэтессу Берту (Бетти) Китроссер, уроженку г. Сороки в Бессарабии, которая стала спутницей его жизни (брак был оформлен в 1925).

С 1915 создавал кубистские скульптуры («Голова», «Гитарист», «Девушка с косой» и др.), экспериментировал с раскрашенными рельефами. В 1920–1921 исполнил бюсты Жана Кокто, Гертруды Стайн, Коко Шанель, Раймона Радиге. В 1921 участвовал в Выставке русского искусства в лондонской галерее Whitechapel. В 1922 его покупателем и заказчиком стал американский коллекционер А. Барнес.

В 1924 получил французское гражданство. В 1925 создал первую скульптуру из серии «прозрачных» с использованием отверстий и ниш («Арлекин с мандолиной», «Арлекин с гитарой» и др.). В 1927 получил заказ на скульптуру большого размера – «Радость жизни», один из вариантов которой позже передал в ГМИИ.

В 1920–1930-е сочувственно относился к советской власти, входил в круг художников и поэтов журнала «Удар» и в Ассоциацию революционных писателей и художников; его работы репродуцировались в левых газетах «Le Monde» и «L’Humanité». В 1935 посетил СССР.

В 1930-е создал ряд скульптур на мифологические и библейские темы: «Геракл» (1933), «Давид и Голиаф» (1934), «Похищение Европы» (1938), монументальную композицию «Прометей» для фронтона Дворца открытий и изобретений на Международной выставке в Париже (1937; золотая медаль).

В мае 1940 перебрался в Тулузу, в июне 1941 с помощью друзей переехал с женой в Нью-Йорк.

С 1947 жил в пригороде Нью-Йорка Хастинг-на-Гудзоне. В 1948 женился на скульпторе Ю. Халберштадт (Yulla Halberstadt), в 1950 у них родилась дочь Лола-Рашель. В 1958 принял американское гражданство.

В числе наиболее известных скульптур 1950–1960-х: барельеф «Рождение муз» для Дж. Д. Рокфеллера (1950), скульптура «Богородица радости» для церкви в Асси, во Франции (1948–1955), серия фантастических малых бронзовых фигур на тему пробивающегося ростка (1959), серия «Образы Италии» (1961–1962), монументальные композиции «Между небом и землей» (1964, Хастинг-на-Гудзоне), «Мир на Земле» (1969, Музыкальный центр Лос-Анджелеса), «Народное государство» (1971, здание муниципалитета в Филадельфии), «Беллерофонт, укрощающий Пегаса» (1972, здание Колумбийского университета).

Последние дни жизни провел на Капри.

Похоронен в Иерусалиме.

Возврат к списку

Яндекс.Метрика