12 ноября 1884 (с. Богородское Нижегородской губ.) – 21 сентября 1972 (Ним, Франция)
Из мещан. В юности служил матросом на волжских судах. Увлекся гравюрой, изучал старинные коллекции Национальной библиотеки. Женился на польке Камилии Климек (10 октября 1911), от которой имел сына Георгия.
До Первой мировой войны выступал представителем-посредником между русскими художниками и салоном Независимых, помогал россиянам участвовать в экспозициях салона.
В 1914–1917 изготавливал листовки, плакаты и объявления для русских солдат на Французском фронте. Исполнил первые книжные иллюстрации: «О трех рыцарях и рубахе. Повесть ХIII века» Ж. де Безье и «Глухие слова» Амари (обе – М.: «Зерна», 1916), библиофильское издание «Король Лир» Шекспира (Париж, 1916). Был членом Правления Тургеневской библиотеки (1914–1925).
В 1919 начал иллюстрировать книги для парижского издательства «Mornay», позже – для издательств «Fayard», «Trianon», «Crès», «Pot Cassé». Работал в технике ксилографии. В 1920–1930-е проиллюстрировал около ста книг, как массовых, так и библиофильских. Исполнил иллюстрации к французским изданиям русских авторов: «Сказки» А. С. Пушкина (1919), «Бродяги» М. Горького (1921), «Листригоны» (1924) и «Яма» (1926) А. И. Куприна, «Дневники» Л. Н. Толстого (1926) и др. Оформил книгу «Песня рабочего молота» К. Д. Бальмонта для московского Госиздата (1920).
Входил в группу русских художников «Удар». Публиковал заставки, портреты, парижские пейзажи, иллюстрации (к рассказу «Мужики» А. П. Чехова, к роману «Железный поток» А. С. Серафимовича и др.) в левых изданиях: «Clarté» (1921–1925), «L’Humanité» (1926–1938), «Le Monde» (1928–1929) и «Regard» (1937). В 1926 был одним из организаторов и участников московской выставки «Революционное искусство Запада».
В 1927 поселился в своем доме-мастерской в Фонтене-о-Роз, близ Парижа.
В годы немецкой оккупации Парижа скрывал в своей мастерской нескольких друзей-евреев. В 1946 работы были показаны на выставке «В честь Победы», организованной в Париже Союзом советских патриотов.Создал несколько сот экслибрисов, около 2000 станковых рисунков и 3000 отдельных гравюр: виды Парижа, сказочные сюжеты, жанровые сцены, натюрморты, портреты (в том числе Л. Н. Толстого, Ф. М. Достоевского, Н. А. Римского-Корсакова, М. А. Балакирева, А. А. Блока, М. Горького).
Последние годы провел в Ниме, департамент Гар. Из-за болезни глаз вынужден был оставить творчество. Похоронен на кладбище Сен-Жиль, близ Нима.