Персоналии руского зарубежья


Калмаков Николай Константинович

Калмаков Николай Константинович


23 января 1873 (Нерви, Италия) – 1 февраля 1955 (Шелль, близ Парижа)

Детство провел в Италии. В 1900–1903 жил в Москве, затем переехал в Петербург. Писал фантастические картины, навеянные восточными легендами, мистикой и оккультизмом: «Черные девы», «Дракон», «Кали», «Сакья Муни», «Голова Астарты», «Жена Нага», «Колесница Луны». Постоянно обращался к теме «Женщина–Любовь–Дьявол». Особое значение придавал эротической символике, некоторые работы подписывал монограммой в виде стилизованного фаллоса. Комбинировал гладкую манеру письма и рельефный мазок, иногда использовал накладное золото. Исполнил автопортреты в образе Иоанна Крестителя и Людовика XIV. В 1915 создал символический диптих «Ангел Карающий» и «Георгий Победоносец».

В 1900–1910-е работал для театра. Создал декорации и костюмы. Занимался книжной графикой и экслибрисом. Оформил книгу «Принцесса Лера» Н. И. Кронидова (СПб., 1913), поэтические сборники «Утренняя звезда» (СПб., 1913), «Война в русской поэзии», «Россия в родных песнях» (оба – СПб., 1915).

В начале 1920, оставив семью, эмигрировал. Первые годы жил в Эстонии. Оформил книги Н. С. Гумилева «Шатер» (Ревель, 1921) и «Дитя Аллаха» (Берлин, 1922); обложку к двуязычному журналу Teater ja Kino=Театр и Кино (Ревель, 1921-1922). В 1921 исполнил картину «24 января 1918 г.», посвященную провозглашению независимости Эстонии» (ныне в коллекции Банка Эстонии).

В 1924 покинул Эстонию, жил некоторое время на французской Ривьере. В 1926 обосновался в Париже. В 1927-1928 по заказу писателя Илиодора Фортена исполнил серию из 24 картин для интерьера Церкви Воскрешения в г. Мец (Франция).

В 1930-е–1940-е вел уединенный образ жизни, избегая общения с русскими эмигрантскими кругами.В 1941 соединил свою судьбу с женщиной, которая в 1947 поместила его в старческий дом и стала владелицей картин.

Возврат к списку

Яндекс.Метрика