Персоналии руского зарубежья


Зданевич Илья Михайлович (псевд. Ильязд)

Зданевич Илья Михайлович (псевд. Ильязд)


9/21 апреля 1894 (Тифлис) – 25 декабря 1975 (Париж)

Пропагандировал идеи Ф. Маринетти. Занимался вопросами языкознания и теории поэзии. В 1914 неоднократно выступал с докладами об авангардистском искусстве в «Бродячей собаке» в С.-Петербурге и стал одним из авторов манифеста литературной группы «Центрифуга» (Б. Л. Пастернак, С. П. Бобров, Н. Н. Асеев и др.). В 1916 выпустил единственный номер газеты «Бескровное убийство» (совм. с Ле Дантю, В. М. Ермолаевой и Н. Ф. Лапшиным). В 1915–1917 был кавказским корреспондентом петроградской газеты «Речь».

В марте 1917 организовал общество «Свобода искусству!», в противовес горьковской Комиссии по делам искусств; выступал с докладами на митингах о преобразованиях в сфере культуры. Вместе с В. Э. Мейерхольдом, Н. Н. Пуниным и С. С. Прокофьевым опубликовал воззвание, направленное против идеи создания «министерства искусств», выдвинутой А. Н. Бенуа.

В июне–октябре 1917 в качестве фотографа и художника участвовал в экспедиции Тифлисского археологического общества для описания памятников древней грузинской культуры на территории Турции, занятой в то время русскими войсками. Иллюстрировал и оформил книги Терентьева («17 ерундовых орудий», «Рекорд нежности», «Трактат о сплошном неприличии» и др.) и Крученых («Миллиорк» и «Лакированное трико»), а также собственные драмы на «заумном» языке: «Янко, круль албанскай», «Остраф пасхи», «згА Якабы» «асЕл напракАт», «аслааблИчья». Опубликовал типолитографии в коллективном сборнике «Софии Георгиевне Мельниковой» (Тифлис, 1919).

В ноябре 1921 приехал в Париж. Выступал с докладами и поэтическими чтениями. Посещал литературно-художественный кружок «Гатарапак». Вместе с С. М. Ромовым организовал группу «Через» (1 марта 1923), которая ставила своей целью установление контактов между русскими и французскими деятелями искусств. 31 мая 1923 устроил вместе с редакцией журнала «Удар» публичное чествование приехавшего в Париж Маяковского. Открыл «Университет 41º» в кафе «Хамелеон», в котором читал лекции для художников, поэтов и артистов.

Некоторое время занимался росписью тканей для С. Делоне. С 1927 по рекомендации С. П. Дягилева работал художником по тканям на фирме «Black Bel Air» (позже вошла в компанию «Шанель»).

Разрабатывал идею и общую композицию каждого издания, рисунок текста, раскладку листов, тип и фактуру бумаги, художественно-полиграфическое решение. В числе выпущенных издательством книг антология русской и французской «заумной» поэзии «Поэзия неузнанных слов» («Poesie de mots inconnus», 1949).

Опубликовал библиофильские книги своих стихов и прозы: «Афет» («Afat»; 1940; с иллюстрациями П. Пикассо), «Раэль» («Rahel»; 1941; во французском переводе П. Элюара, с иллюстрациями Л. Сюрважа), «Письмо» («Escripto»; 1948 с иллюстрациями Пикассо), «Приговор безмолвный» («Sentence sans paroles»; 1961; иллюстрации Ж. Брака и А. Джакометти), «Бустрофедон в зеркале» («Boustrophédon au miroir»; 1971, оформление Ж. Рибемон-Дессена) и др. Исполнил ксилографии для книг «Стихи и деревья» («Poèmes et bois») Р. Османа (1961) и «Поэма прозрения» («Un soupçon») П. Элюара (1965).

Похоронен на грузинском кладбище в Левилль-сюр-Орж.

Возврат к списку

Яндекс.Метрика