12 июля 1892 (с. Растяпино Нижегородской губ.). – 30 марта 1980 (Ванв, близ Парижа).
Исполнял виньетки для журнала «Золотое руно» (1909, № 11/12). В 1910-е вошел в круг московских футуристов и стал членом литературной группы «Мезонин поэзии». Оформил обложки поэтических сборников членов группы Р. Ивнева и В. Шершеневича, а также коллективных футуристических альманахов «Засахаре кры», «Вернисаж», «Пир во время чумы» (все – М., 1913); в двух последних, а также в альманахе «Крематорий здравомыслия» (М., 1913) опубликовал свои стихотворения под псевдонимом «Хрисанф». Подготовил свой поэтический сборник «Пиротехнические импровизации» (не издан). Писал прозу под псевдонимом «М. Россиянский» (девичья фамилия матери). В 1917 приехал в Петроград, женился на Надежде Александровне Браудо (1894–1976), сестре Исайи Браудо, ставшего позднее известным органистом и музыкальным педагогом. В начале революции перебрался в Николаев. Участвовал в выставке «Искусство в Крыму» (октябрь 1918).
В апреле 1920 с женой и дочерью эвакуировался из Ялты в Константинополь.
В 1922 переехал в Берлин. Работал сценографом «Русского романтического театра» Б. Г. Романова; оформил балеты «Королева мая» на музыку К. В. Глюка (1922), «Жизель» А. Адана (1922), «Сильфида» (1924) и «Трапеза» на музыку С. С. Прокофьева (1925). Исполнил литографии для русских изданий «Пир во время чумы» А. С. Пушкина (1923) и «Мандрагора» Макиавелли (1924).
В конце 1923 с театром Б. Г. Романова приехал в Париж и остался во Франции. Жертвовал свои работы для благотворительных лотерей. В 1929 стал учредителем салона Сверхнезависимых. Создавал рисунки для тканей и шарфов по заказу модельера Монатти (1926), исполнял статуэтки музыкантов и балерин из дутого стекла для магазина прикладного искусства «Примавера» в Париже.
В 1930 примкнул к группе «неогуманистов», поддерживаемых критиком Вальдемаром Жоржем. В 1939, с началом войны, покинул Париж и до 1944 переезжал из города в город (Биарриц, Аркашон, Виллафранка, близ Ниццы, Гренобль).
В 1940-е перешел от «неогуманизма» к «суровому экспрессионизму» и в дальнейшем постепенно уходил от фигуративности. В 1946–1948 исполнил иллюстрации к книгам: «Сонеты» П. Ронсара, «Трагедии» А. д’Обиньи, «Федра» Ж. Расина, «Озарения» и «Сквозь Ад» А. Рембо и др. Создал графический альбом «171 медитация» и написал поэму «Говорит Бог» (1948).
В 1930–1940-е неоднократно возвращался к работе в театре, оформил балеты «Жизель» А. Адана для труппы Веры Немчиновой в Театре Елисейских полей (1930), «Шут» С. С. Прокофьева для Ballet Russe de Monte-Carlo (1932), «Поцелуй феи» И. Ф. Стравинского (балетм. Б. Ф. Нижинская) для театра Шатле (1934), «Стенька Разин» А. К. Глазунова и «Князь Игорь» А. П. Бородина для Нового Русского балета Монте-Карло (1943) и «Концерт» на музыку С. С. Прокофьева для Opéra Comique (1947).
В 1950 вместе с дочерью – скульптором Ириной Зак (род. в 1918) – создал композицию из обожженной глины «Крестный путь» для церкви в Карсаке (Дордонь) и скульптуру «Св. Тереза с младенцем Иисусом». С этого времени начал работать для церкви.
В 1959 приобрел мастерскую в Ванве. В 1960 посетил с женой СССР. В 1970 под псевдонимом «М. Россиянский» выпустил в Мюнхене книгу стихов на русском языке «Утро внутри. 1913–1970», в 1972 – книгу-альбом «Комментарии к молчанию» (10 авторских офортов; 50 экз.).