Персоналии руского зарубежья


Гюрджан Акоп Маркарович

Гюрджан Акоп Маркарович


5/17 декабря 1881 (Шуша Елизаветпольской губ., Нагорный-Карабах) – 23 декабря 1948 (Булонь-Бийанкур, близ Парижа)

С 1908 участвовал в парижских выставках. В числе первых работ – рельефы «Пахота» и «Армянские крестьянки» (оба – 1910), скульптура «Беженки» (1912), портреты М. Горького (бронза, 1911 и 1914) и Л. Н. Толстого («Мыслитель», бронза, 1913). В начале 1915 создал бюсты А. Н. Скрябина, С. В. Рахманинова, Ф. И. Шаляпина, Бетховена.

Весной 1919 вошел в Группу скульпторов нового искусства при Московском профессиональном союзе скульпторов-художников. В 1918–1920 вместе с С. С. Алешиным и С. В. Кольцовым проектировал памятник К. Марксу на Театральной площади в Москве (не осуществлен), исполнил бюст А. В. Луначарского и безуспешно добивался разрешения портретировать В. И. Ленина, с которым познакомился еще в 1912 в Париже.

Весной 1921 с помощью Луначарского уехал в Париж вместе со своей второй женой Татьяной Робертовной, урожд. Эрихсон (дочерью художницы Н. Я Эрихсон). Создавал сюжетные скульптуры и рельефы, используя приемы ар деко («Леда», 1922; «Саломея», 1923) и кубизма («Пьета», «Коррида»), делал портреты (бюсты М. Сарьяна, 1927; Г. Якулова, 1928; С. А. Кусевицкого, С. П. Дягилева, И. Д. Сургучева; фигура С. Лифаря, 1927).

В 1930-е вернулся к классическому реализму: «Молодость, или Плоть» (1933), «Кариатида» (1935). Создал проект памятника «Воинам-армянам, погибшим в Первую мировую войну» (не осуществлен). Часто исполнял фигуры животных. Работал в бронзе и граните.

В 1937 по заданию Пушкинского комитета совместно с архитектором И. И. Фидлером работал над проектом памятника А. С. Пушкина для Парижа (не осуществлен).

Похоронен на Новом кладбище в Булони.

Возврат к списку

Яндекс.Метрика