Персоналии руского зарубежья


Гончарова Наталья Сергеевна

Гончарова Наталья Сергеевна


21 июня / 3 июля 1881 (с. Нагаево Тульской губ.) – 7 октября 1962 (Париж)

С детства жила в Москве. В 1904 получила малую серебряную медаль за этюды животных из глины, но вскоре учебу прекратила.

В дальнейшем занималась в основном живописью.
В 1901–1906 писала импрессионистские пейзажи акварелью и пастелью.

В 1906 пришла к своеобразному синтезу кубизма и примитивизма, использовала традиции лубка, провинциальной вывески, русской иконы. Отдавала предпочтение крестьянской и религиозной тематике: «Уборка хлеба», «Беление холста», тетраптихи «Сбор плодов» (1907–1908) и «Евангелисты» (1910), циклы «Жатва» (1911) и «Сбор винограда» (1911). Исполняла лубочные графические листы, посвященные православным святым: «Жизнь великомученицы Варвары», «Житие свв. Флора и Лавра» и др.; создала литографическую серию «Мистические образы войны» (М., 1914).

Участвовала в создании футуристических книг: «Игра в аду» и «Мирсконца» В. Хлебникова и А. Крученых, «Le Futur» и «Сердце в перчатке» К. Большакова, «Вертоградари под лозами» С. Боброва (все – М., 1913; совм. с М. Ларионовым), «Садок Cудей II» (СПб., 1913), «Весна после смерти» Т. Чурилина (М., 1915) и др. Исполняла декоративные скульптуры и лепные фризы для московских особняков, разрабатывала рисунки обоев.

В 1909 оформила спектакль «Свадьба Зобеиды» Г. Гофмансталя для частной студии К. Крафта в Москве. В 1914 исполнила для Русского балета С. П. Дягилева декорации и костюмы к оперно-балетному спектаклю «Золотой петушок» на музыку Н. А. Римского-Корсакова (балетм. М. М. Фокин, Париж, Гранд-Опера).

В июне 1915 по приглашению Дягилева выехала вместе с Ларионовым в Швейцарию, побывала в Испании, вдохновившей ее на создание большого живописно-графического цикла «Испанки», и в Италии. В Риме познакомилась с русско-итальянской семьей Ольгой и Анджело Синьорелли, ценителями искусства, и вместе с Ларионовым часто бывала в их доме, где встречалась с видными деятелями итальянской культуры, в частности с Элеонорой Дузе, которая в 1921 заказала ей костюмы к пьесе «Женщина у моря» Ибсена. В 1920 участвовала в XII Бьеннале в Венеции.

В 1918 окончательно поселилась в Париже. В 1939, с началом войны, приняла французское гражданство. В 1920-х стала одним из основных художников дягилевской труппы; оформила балеты: «Русские сказки» А. К. Лядова (совм. с Ларионовым), «Испания» М. Равеля, «Триана» Д’Альбени, «Ночь на Лысой горе» М. П. Мусоргского, «Лиса», «Свадебка» и «Жар-птица» И. Ф. Стравинского. Исполняла эскизы кукол для Парижского кукольного театра Ю. Л. Сазоновой-Слонимской (1924).

В 1930–1940-е сотрудничала с Ballet Russe de Monte-Carlo и труппой Иды Рубинштейн, с различными европейскими театрами. Исполнила эскизы декораций и костюмов к постановкам «Болеро» М. Равеля (Париж, 1932), «Сорочинская ярмарка» М. П. Мусоргского (Буэнос-Айрес, 1932), «На Днепре» С. С. Прокофьева (Париж, 1933), «Сказка о царе Салтане» Н. А. Римского-Корсакова (Каунас, 1932), «Парижская жизнь» Ж. Оффенбаха (Нью-Йорк, 1933), «Мефисто-вальс» Ф. Листа (Париж, 1935), «Золотой петушок» (новая версия; Париж, 1937), «Золушка» М. Эрлангера (Лондон, 1938), «Севильский цирюльник» Дж. Россини (Лондон, 1948) и др.

Продолжала заниматься живописью, создала циклы: «Колючие букеты», «Магнолии», «Орхидеи», «Рыбы», «Павлины», «Купальщицы» и «Испанки». Исполнила графические серии «Весна» и «Город», обширную галерею театральных портретов, иллюстрации к книгам «Самум» В. Я. Парнаха (Париж, 1919), «Сказка о царе Салтане» А. С. Пушкина (Берлин, 1921), «Город» А. Рубакина (Берлин, 1922), «Слово о полку Игореве» (Мюнхен, 1923), «Сказки» Н. Кодрянской (Париж, 1950).

Со второй половины 1930-х, несмотря на работу художницы в театрах и участие в выставках, интерес к ее творчеству упал, и стал возвращаться только в послевоенные годы.

Похоронена на кладбище в Иври-сюр-Сен под Парижем, рядом с Ларионовым и его второй женой А. К. Томилиной.

Возврат к списку

Яндекс.Метрика