12 февраля 1884 (Смоленск) – 14 мая 1957 (Ножан-сюр-Марн, Франция)
Из зажиточной семьи, владевшей земельными угодьями и доходными домами в Смоленске.В 1905 поехала для учебы в Париж на стипендию вдовствующей императрицы Марии Федоровны. Опубликовала перевод статьи Александра Мерсеро о А. Матиссе в московском журнале «Золотое руно» (1909. № 6).
В 1910 стала одним из организаторов Русского литературно-художественного общества в Париже и старостой Русской художественной академии на авеню du Maine, 54. Из-за внутренних разногласий ушла из Русской академии и в начале 1912 основала в собственной мастерской на авеню du Maine, 21, «Свободную академию», или «Академию Марии Васильевой», которая представляла собой учебную студию, действующую на принципах свободной работы без преподавания.
В начале Первой мировой войны записалась медсестрой в Красный Крест и открыла рядом с мастерской благотворительную столовую для художников.
В 1916 вернулась во Францию. Начала создавать гротескные куклы-портреты из папье-маше, ткани, кожи, проволоки и клеенки («А. Матисс», «П. Пикассо», «Ф. Леже», «Г. Аполлинер», «П. Пуаре» и др.).
В 1919 вернулась в разграбленную в ее отсутствие мастерскую. По заказу П. Пуаре продолжила серию кукол-портретов. В 1920–1925 исполнила театральные костюмы и маски для Шведского балета Рольфа де Маре, в 1926–1928 в сотрудничестве с художником В. И. Полисадовым разработала программу бала братства «Черной бедноты» (был запрещен) и оформила одноименный балет на музыку К. Дюбоска. В 1927 расписала два столба в кафе-ресторане «La Coupole» на Монпарнасе. В 1929 работала в театре марионеток «Радуга» венгерского режиссера Гёзы Блатнера. В 1930 исполнила графическую серию «Кукольные портреты людей, которые заслуживают лучшего».
В 1937 работала для театра Луизы Лара «Искусство и действие», создала светящиеся костюмы для спектакля «Сонет гласных». В 1938 переехала в Кань-сюр-Мер, где оставалась до конца войны.
В 1946 вернулась в Париж. Работала над мемуарами «Богема ХХ века» (не изданы).