10 / 22 января 1873 (Одесса) – 6 ноября 1936 (Лис-Шантильи, близ Парижа)
Из мещан. Учился в Одесской художественной школе у К. К. Костанди, окончил ее в 1890 с большой бронзовой медалью. В 1894 переехал в Париж для совершенствования в живописи. Затем жил в Амстердаме и Гааге, изучал старых голландских мастеров. В 1895 поступил в АХ, в мастерскую И. Е. Репина, – в основном ради диплома, необходимого иудею для проживания в столице. В 1896 получил звание классного художника 1-й степени за портреты Д. Н. Кардовского, Ф. Э. Рушица, Е. М. Мартыновой и автопортрет.
В 1890–1900-е создал цикл портретов русских художников: А. П. Соколова (1898), Н. Д. Кузнецова (1898), И. Я. Гинцбурга (1890-е), К. К. Первухина (1901), Л. О. Пастернака (1903), С. И. Иванова (1903). В 1897–1898 по заказу П. М. Третьякова работал над портретом А. П. Чехова, окончательный вариант которого был завершен в Ницце и стал наиболее известным портретом писателя. Исполнил много заказных женских портретов. В 1900–1905 давал частные уроки живописи в своей студии на набережной реки Мойки, 112.
В 1907–1911 работал в основном во Франции. Под влиянием новейшего французского искусства значительно изменил живописную манеру в сторону упрощения композиции, активности цвета и декоративности, что особенно проявилось в пейзажах Бретани, позже – в пейзажах Крыма (1913) и Финляндии (1915–1917).
После революции продолжал серию портретов художников (П. И. Нерадовский, М. В. Добужинский, И. А. Фомин, К. А. Сомов и др.) и создал цикл натюрмортов: «Натюрморт с медной ступкой» (1920, ГРМ), «Натюрморт с голубым кувшином» (1921, ГРМ), «Натюрморт с белой салфеткой» (1922, ГРМ). В 1922 на выставке «Мир искусства» его натюрмортам был отведен отдельный зал.
В 1918–1924 состоял ученым хранителем и заведующим отделом голландской живописи Эрмитажа. Занимался реставрацией (реставрировал, в частности, «Натюрморт с атрибутами искусства» Ж.-Б. Шардена).В 1920–1924 руководил живописной мастерской в преобразованной АХ (ГСХМ, ВХУТЕИН).
Занимался разработкой фондов и реставрацией памятников в Губернском музее в Новгороде. Написал много акварельных пейзажей и провел там персональную выставку. В конце 1926 вернулся в Ленинград. При этом вся его художественная коллекция была описана и перемещена в Государственный музейный фонд. Впоследствии часть живописных произведений из нее попала в собрания Эрмитажа, Русского музея и Музея изобразительных искусств им. А. С. Пушкина в Москве; многое было распродано на западных аукционах в 1930-е.
В мае 1928 выехал в Германию, где жила его семья, в том же году переехал в Париж. Занимался живописью и торговлей антиквариатом.
Все члены семьи болели туберкулезом в тяжелой форме. Потеряв жену (Лолла Эдуардовна, урожд. Ланцгоф) и обоих сыновей, последний год жизни провел в одиночестве.
Похоронен на кладбище Банье в Париже. Представлен в ГРМ, ГТГ и других музеях России.