Персоналии руского зарубежья


Бенуа Александр Николаевич

Бенуа Александр Николаевич


21 апреля / 3 мая 1870 (С.-Петербург) – 9 февраля 1960 (Париж)

Принадлежал к знаменитой династии художников и архитекторов, ведущей начало от Луи Бенуа, в 1794 переселившегося в Россию из Франции.

В России жил в основном в С.-Петербурге.В детстве занимался рисованием у старшего брата Альберта (Альбера) Бенуа – академика и главы Общества русских акварелистов. В 1896–1899 жил в Париже, изучал культуру и искусство Франции.

В 1894 впервые выступил как историк искусства, написав главу о русских художниках для немецкого издания «Истории живописи XIX века» Р. Мутера (Мюнхен, 1894). Впоследствии опубликовал книги: «История русской живописи в XIX веке» (СПб., 1902), «Русская школа живописи» (в 10 вып.; СПб., 1904–1906), «История живописи всех времен и народов» (в 4 т.; СПб., 1912–1917; издание не завершено).

Основал и редактировал журнал «Художественные сокровища России» (1901–1903), сотрудничал в журналах «Старые годы» (1907–1913), «Московский еженедельник» (1907–1908), газете «Слово» и других изданиях. Публиковал обзоры петербургских и московских выставок, заметки о премьерах музыкального театра, статьи по проблемам архитектуры, музейного дела и художественного образования.

В живописном творчестве вдохновлялся стариной и черпал сюжеты в XVIII и раннем XIX веке. Писал архитектурные пейзажи Петербурга, Петергофа, Павловска и Царского Села, в многочисленных поездках выполнил пейзажи Версаля, Бретани, Швейцарии, Италии, юга Франции и Крыма.

В 1907 оформил для Мариинского театра одноактный балет «Павильон Армиды» Н. Н. Черепнина, начав многолетнее сотрудничество с М. М. Фокиным. В числе его лучших работ на балетной сцене – спектакль «Петрушка» И. Ф. Стравинского, поставленный в содружестве с Фокиным в 1911 и многие годы входивший в репертуар лучших европейских театров. Итогом его работы на драматической сцене в предреволюционные годы стала постановка «Маленьких трагедий» А. С. Пушкина.

В 1917, после Февральской революции, участвовал в выработке государственной программы охраны памятников искусства и старины, входил в так называемую «Комиссию Горького», ставившую своей задачей подготовку широкой реформы художественной жизни страны. Сотрудничал в левой газете «Новая жизнь». В 1918 стал заведующим картинной галереей Эрмитажа, занимался налаживанием музейной и научной работы. В 1919–1924 как художник и режиссер сотрудничал в петроградских театрах, прилагая усилия к возобновлению классического репертуара.

В октябре 1926, не вернувшись из очередной командировки, поселился в Париже. Занимался в основном сценографией. В 1927–1935 был главным художником и режиссером-постановщиком труппы Иды Рубинштейн, осуществил пятнадцать балетных спектаклей, включая «Поцелуй феи» И. Ф. Стравинского (1928), «Болеро» М. Равеля (1928) и «Очарование Альсины» Ж. Орика (1929). В послевоенные годы оформлял спектакли для театра Ла Скала в Милане. Его наиболее удачные театральные работы этого периода – балеты «Щелкунчик», «Лебединое озеро» и «Спящая красавица» П. И. Чайковского, опера «Золотой петушок» Н. А. Римского-Корсакова и балет «Петрушка» И. Ф. Стравинского, обошедший многие сцены Европы.

Также работал для кинематографа. Эпизодически обращался к станковой живописи и графике.

В 1930-е публиковал фрагменты воспоминаний в журнале «Русские записки» и писал «Художественные письма» для газеты «Последние новости». Сотрудничал в журналах «Мир и искусство», «Иллюстрированная Россия», «Русские записки» (1939–1939), во «Временнике Общества друзей русской книги» (1930-е) и «Русском сборнике» (1946).

После смерти жены некоторое время жил у сына в Милане. В поздний период жизни создал главное произведение в мемуарном жанре – книгу «Жизнь художника. Воспоминания», в которой представил обширную галерею литературных портретов современников.

Похоронен на кладбище Батиньоль в Париже.

Возврат к списку

Яндекс.Метрика