Баранов-Россине (собств. Баранов) Владимир (Шулим-Вольф) Давидович
1/13 января 1888 (с. Б. Лепатиха Мелитопольского уезда Таврической губ., ныне Запорожская обл.) – 1944 (Аушвиц / Освенцим, Польша)
В 1910 уехал в Париж. Скульптура удостоилась похвалы Г. Аполлинера и А. Сальмона (газета «Intransigeant», 28 февраля 1914) и принесла ему известность. Работал над проблемой синтеза музыки и цвета. Сконструировал клавир «оптофон», каждый клавиш которого соответствовал не только определенному звуку, но и цвету, проецируемому на экран-«хромотрон» с помощью сложной системы оптических фильтров. В 1915–1917 работал в Скандинавии.
В феврале 1917 вернулся в Петроград. Исполнил ряд картин на тему революции, в том числе символическое полотно «Репрессия». В ноябре 1917 показал свыше 60 работ на Выставке современной живописи и рисунка в Художественном бюро Н. В. Добычиной. В 1918 написал панно «Красноармеец-барабанщик», «Марширующие красноармейцы» и «365 революционных дней». Весной 1919 переехал в Москву, был избран профессором ГСХМ (позже – ВХУТЕМАС), вошел в Коллегию по делам искусств и художественной промышленности при Наркомпросе. Создавал простейшие абстрактно-геометрические композиции, близкие к супрематизму.
С 1925 в эмиграции в Париже. Под влиянием сюрреализма разрабатывал новый пластический принцип в живописи и скульптуре, основанный на использовании «ленты Мёбиуса». Исполнял полихромные скульптуры, комбинируя разнородные материалы («Политехническая скульптура», 1933). В 1930-е создал и запатентовал ряд изобретений, основанных на оптических эффектах, в частности «хромофотомер» (прибор для анализа качества драгоценных камней) и «мультиперко» (прибор для производства и очистки химических растворов).
В начале войны пытался приложить свой опыт живописца к решению проблемы военного камуфляжа. В ноябре 1943 был арестован в Париже оккупационными властями, как еврей. Погиб в концлагере.