Персоналии руского зарубежья


Алексеев Александр Алексеевич

Алексеев Александр Алексеевич


5/18 августа 1901 (Казань) – 9 августа 1982 (Париж)

Раннее детство провел в Константинополе, где отец работал военным атташе. После исчезновения отца при невыясненных обстоятельствах семья вернулась в Россию. В 1912–1917 учился в 1-м кадетском корпусе в Петербурге. Увлекся рисованием и получил разрешение раз в неделю рисовать в музее. С началом революции уехал к родственникам в Уфу.В 1921 обосновался в Париже.

В 1922–1925 работал декоратором-исполнителем во многих парижских театрах: у Н. Балиева, Ж. Питоева, Ф. Комиссаржевского, Гастона Бати, Луи Жувэ и др. Участвовал в оформлении спектаклей Русского балета С. П. Дягилева и Шведского балета. Посещал занятия в академии Гранд Шомьер.

В 1923 женился на актрисе театра Ж. Питоева А. A. Гриневской; в том же году у них родилась дочь Светлана. С 1925 получать заказы на иллюстрирование книг, в том числе французских переводов «Записок сумасшедшего» Н. В. Гоголя (1927), «Братьев Карамазовых» Ф. М. Достоевского (1929), «Пиковой дамы» (1928) и «Повестей Белкина» (1930) А. С. Пушкина.

В 1927 участвовал в выставке «7 иллюстраторов» в галерее d’Art Contemporain. В 1930 тяжелая болезнь, вызванная работой с кислотами, привела к удалению легкого и длительному лечению в санатории.

В 1931 разработал способ съемки анимационных фильмов с помощью «игольчатого экрана» (изобретение было запатентовано в 1935). В 1933 вместе со своей ученицей и помощницей Клер Паркер (1906–1981) реализовал изобретение в восьмиминутном анимационном фильме «Ночь на Лысой горе» на музыку М. П. Мусоргского. В том же году основал студию анимационных фильмов. В 1935 поставил кукольно-игровой фильм «Спящая красавица». Позже переключился на создание рекламных анимационных роликов для коммерческих фирм. В 1939 его офорты демонстрировались на выставке «Сон в искусстве и литературе», организованной журналом «Visages du Monde» в галерее d’Art Contemporain.

В 1941 получил развод и женился на Паркер. В 1943 снял в Канаде в технике «игольчатого экрана» (1 млн. иголок) экспериментальный фильм «Мимоходом».

В дальнейшем выпустил около 50 рекламных рисованных фильмов. Создал анимационные фильмы «Нос» (по повести Гоголя, 1963), «Картинки с выставки» и «Три темы» (1972 и 1980; оба – по музыкальным темам М. П. Мусоргского), пролог и эпилог к фильму «Процесс» по роману Ф. Кафки (реж. О. Уэллс, 1962). Разработал ряд новых технических приемов в области анимации, написал несколько теоретических статей. В 1951 совместно с К. Паркер изобрел еще одну новую технику анимации «тотализацию» – покадровую съемку движущихся предметов; так был снят рекламный ролик «Дымы», удостоенный приза в на Венецианском биеннале (1952). Стал членом Французской кинематографической академии.

Создал иллюстрации к «Слову о полку Игореве» (1950), «Сказкам» Э. Т. А. Гофмана (1960), «Анне Карениной» Л. Н. Толстого (1951–1957; не издано); иллюстрации к «Доктору Живаго» Б. Пастернака (1959, 54 илл.) и «Запискам из подполья» Ф. М. Достоевского (1967, 202 илл.) были выполнены с помощью «игольчатого экрана». В книжной иллюстрации использовал технику рисунка пером, офорта, акватинты, цветной литографии и ксилографии, прибегал к «игольчатому экрану», фотомонтажу и другим приемам из области анимационного кино. Исполнил несколько медалей по заказу Монетного двора.

Возврат к списку

Яндекс.Метрика