Персоналии руского зарубежья


Артемов Георгий Калистратович

Артемов Георгий Калистратович


17 февраля 1892 (станица Урюпинская, ныне Урюпинск Волгоградской обл.) – 9 июля 1965 (Ревель, департамент Верхняя Гаронна, Франция)

В 1910 приехал в Москву, познакомился с художником С. Н. Пименовым, дружба с которым продолжалась позже во Франции. В декабре 1911 провел персональную выставку в Ростове-на-Дону, выставил портреты и натюрморты. Участвовал в выставках Ростово-Нахичеванского общества изящных искусств (1912–1914, 1918) и художественных выставках «Салон» (1912–1919) в Ростове-на-Дону.

В декабре 1913 приехал в Париж. С началом войны в августе 1914 записался добровольцем в 1-й Иностранный полк. В феврале 1915 был тяжело ранен в Шампани, награжден Военным крестом и направлен на длительное лечение в Савойю.

В конце 1917 вернулся в Новочеркасск. В Гражданскую войну сражался на стороне «зеленых» (нерегулярные казачьи и крестьянские формирования), затем служил офицером связи в Белой армии, с частями которой в 1920 эвакуировался в Константинополь.

В Константинополе познакомился с кинорежиссером В. К. Туржанским и художницей Л. А. Никаноровой, которая позже стала его женой (1927). Входил в константинопольский Союз русских художников. Создал серию картин на тему Голгофы.

В начале 1923, как участник Первой мировой войны на стороне Франции, получил визу, уехал в Париж и вызвал Никанорову. Вместе с Никаноровой, А. Л. Минервиным и Пименовым расписал ресторан «Кавказский подвальчик» на темы русского фольклора. В 1924 с Пименовым и Туржанским участвовал на Корсике в съемках фильма «Проходящие тени» режиссера А. А. Волкова. В 1929 устроился с женой в Кламаре, где жили многие русские. Работал как скульптор и живописец. Создавал скульптуры, барельефы и горельефы из дерева африканских пород. Главные темы пластики – женские фигуры и животные. В живописном творчестве преобладали портреты и натюрморты.

После смерти жены в 1938 написал несколько картин на религиозную тему с образами Христа («Пиета», «Человек как он есть», «Обнажение»). В начале войны нашел убежище в Кастельнодари, на юге страны (департамент Од). Здесь исполнил два панно «Охота на льва» для солдатского клуба. Создал алтарь со скульптурами, подсвечники, дарохранительницу и витраж для церкви Христос-Царь в Тулузе (церковь разрушена; церковная утварь хранится в школе богословия в Тулузе). Провел в галерее Chappe Lautier в Тулузе персональную выставку. В 1942 женился на художнице Жанне Астр (1901–1993), ученице М. Дени, и поселился с ней в Сорезе (департамент Тарн).

После войны занимался в основном живописью. Писал сцены материнства, арлекинов, музыкантов, натюрморты, религиозные композиции, реже – пейзажи. В 1946–1958 провел около 20 персональных выставок в Ницце, Каркассонне, Каннах, Монпелье и Тулузе, в парижских галереях Pont des Arts (1951), J. Castel (1953), J. Mourgue (1958).

В 1960 началось резкое ухудшение здоровья. Похоронен в Водрее.

Возврат к списку

Яндекс.Метрика