Персоналии руского зарубежья


Андреенко-Нечитайло Михаил Федорович

Андреенко-Нечитайло Михаил Федорович


17/29 декабря 1894 (Одесса) – 12 ноября 1982 (Париж)

Рос в творческой атмосфере. В 1910–1912 показывал пейзажи на выставках Херсонского общества любителей изящных искусств. В 1916/1917 показал первые кубистические полотна на выставках в Художественном бюро Н. Е. Добычиной. Рисовал иллюстрации для газет и журнала «Голос жизни», издававшегося Д. В. Философовым; исполнял экслибрисы. В эти же годы работал декоратором в театре Литературно-художественного общества.

В начале 1918 переехал в Одессу и около года (с осени 1918 по весну 1919) в сотрудничестве с режиссером К. М. Миклашевским оформлял спектакли Камерного театра: «Два менехма» Плавта, «Электра» Г. Гофмансталя, «Действо о Теофиле» Рютбефа, «Четыре сердцееда» К. Миклашевского.

В январе 1920 нелегально перешел границу с Румынией и несколько месяцев провел в Бухаресте. Исполнил эскизы декораций для балета «Миллионы Арлекина» Р. Дриго (балетм. Б. Г. Романов) в Королевской опере.

В 1921–1923 жил в Праге. Работал главным декоратором Русского камерного театра, оформил около десяти спектаклей: «Царь Федор Иоаннович» А. К. Толстого, «Смерть Павла I» Д. С. Мережковского, «Любовь – книга золотая» А. Н. Толстого, «Гроза» и «Волки и овцы» А. Н. Островского, «Дворянское гнездо» по И. С. Тургеневу, «Преступление и наказание» по Ф. М. Достоевскому и др. Также сотрудничал с другими театрами.

В декабре 1923 переехал в Париж. Оформлял спектакли труппы Ф. Ф. Комиссаржевского, театра «Одеон» («Преступление и наказание», 1924), театра «Пигаль и др. Исполнил декорации к балету «Жар-птица» И. Ф. Стравинского по эскизам Н. С. Гончаровой для Русского балета С. П. Дягилева. Работал в кино, участвовал в качестве декоратора и художника по костюмам в создании фильмов «Казанова» (1926) и «Шехеразада» (1927) А. Волкова, «Деньги» М. Л’Эрбье (1927). В 1930-е создавал сюрреалистические картины, изображавшие музыкальные инструменты, морские раковины, пни и ветви деревьев в сочетании с фрагментами архитектуры.

Участник выставки 33 русских художников в кафе «La Rotonde» (1925), Международной театральной выставки в Нью-Йорке (1926), групповой выставки в галерее V. Girchman (апрель 1931), салонов Осеннего, Независимых и Сверхнезависимых (1938).

В 1940–1950-е писал пейзажи квартала Вожирар (ныне перестроенного), его переулки, кафе, витрины, уличные сценки (цикл «Париж, который исчез»). В 1958 вернулся к конструктивистским построениям в живописи, применял в картинах «нехудожественные» материалы – песок, глину, проволоку; продолжал писать пейзажи (Испания, Венеция, Гент, Брюгге).

Писал критические статьи по искусству, эстетические наблюдения и рассказы. Печатался в эмигрантских изданиях (журналы «Возрождение», «Новый журнал», мюнхенский украинский журнал «Сучаснiсть» и др.). В анкете для Музея современного искусства назвал себя «апатридом украинского происхождения».

Творческая жизнь оборвалась в 1978 из-за полной потери зрения. Похоронен на кладбище Сент-Женевьев-де-Буа.

Возврат к списку

Яндекс.Метрика